
Пост по средам и пятницам, перед причастием, короткие и многодневные посты — минимум полгода православные верующие проводят в посте. Почему так происходит? Неужели пост настолько необходимый элемент жизни христианина? Разбираемся в слайдах «Фомы».
Как писал прав. Иоанн Кронштадтский: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пиянством и заботами житейскими». Пост — это максимальная концентрация на своей духовной жизни. Духовная жизнь — это жизнь в общении с Богом. Значит пост — это время особо усердного устранения человеком созданных им же преград и помех в этом общении.
Еще в Ветхом Завете мы находим множество примеров того, как израильтяне используют пост во время покаяния или отмечают постом важные события, требующие духовной концентрации. Так, ниневитяне спаслись постом и покаянием от истребления (Иона 3:5), а первый пример поста показал Моисей, который 40 дней воздерживался от пищи и питья на горе Синай, где он общался с Богом (Исх 34:28). В Новом Завете пример поста дает нам сам Иисус Христос, Который сразу же после Крещения удалился в пустыню, где постился в течение 40 дней (Мф 4:1–2). Кроме того, Христос оставил нам прямые указания, как нужно вести себя во время поста (Мф 6:16–18).
Пост бывает однодневный, многодневный и литургический (он еще называется евхаристическим). К однодневным относятся посты каждую среду и пятницу (в память о предательстве Христа и его казни), в праздник Воздвижения Креста Господня, накануне Крещения и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Многодневных постов четыре — Великий, Петров, Успенский и Рождественский. Первые два не имеют четкой привязки к датам и зависят от того, когда празднуется Пасха, вторые имеют четкие даты начала и конца. Евхаристический пост длится с полуночи и до Причастия Святых Христовых тайн, в случае, если христианин планирует приступить к ним в этот день.
Этот вопрос исходит из того, что пост — навязанное кем-то изнуряющее испытание, которое надо «перетерпеть». А значит, лучше бы оно проводилось не так часто. Но соблюдение поста — свободный выбор самого христианина, который стремится к радости единения с Богом и, следовательно, повторим, к устранению в себе того, что этому единению мешает. Да, пост требует нелегкого напряжения тела, воли, чувств — но не для «отчета перед Богом». Как спортсмен преодолевает боль, лень, усталость на частых тренировках, чтобы потом покорить свой Эверест, так и верующий в регулярных постах преодолевает ограничения, чтобы продолжить восхождение к Богу.
В Библии дается само основание для установления поста и его примеры. Конкретные же посты были установлены Православной Церковью. Каждый из них имеет свою историю. Великий пост был установлен в подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне, для подготовки к празднованию Святой Пасхи. Петров, изначально рассчитанный на тех, кто не имел возможности поститься во время Великого поста, был призван напоминать о том, как постились апостолы, прежде чем отправиться на проповедь. Рождественский пост известен нам с IV века и позволяет подготовиться к одному из важнейших христианских праздников. Самый поздний по времени учреждения — Успенский пост, который появился уже в XI веке.
Действительно, пост предполагает как отказ от определенных видов продуктов, так и в принципе ограничение объема потребляемой пищи. Но суть и цель поста отнюдь не в еде, а в уклонении от зла, стремлении к добру, покаянии. Как писал Иоанн Златоуст: «Я назвал бы в тысячу раз блаженнейшим ядущего, чем постящегося и творящего неправду. Говорю это не для того, чтобы уничтожить пост, а чтобы призвать к благочестию. Не еда зло, а грех — зло…» Воздержание в еде необходимо, но лишь как аскетическое упражнение, тренировка воли, которая необходима для борьбы с грехом и духовного роста.
Журнал «Фома» работает только благодаря пожертвованиям читателей и попечителей. Сегодня нам особенно нужна ваша помощь. Даже небольшое, но ежемесячное пожертвование поможет планировать нашу работу и дальше рассказывать людям о Христе, Евангелии и православии.
"Но соблюдение поста — свободный выбор самого христианина, который стремится к радости единения с Богом и, следовательно, повторим, к устранению в себе того, что этому единению мешает."
Какой же это свободный выбор, если несоблюдение поста надо исповедовать, а за регулярноенесоблюдение можно и епитимию схлопотать? Какая же тут добровольность?
А если мне пост ни радости, ни ощущения единения с Богом не приносит? Только раздражительность или чувство превосходства (когда таки получается продержаться)(при этом все равно ошущение не благодати, а какая-то пошлая гордость не гордость... самоудовлетворенность)? Тогда что?
Или это только со мной что-то не так?
Священномученник архиепископ Иларион (Троицкий)в своей научной работе "Постное и пост" писал, что древняя церковь знала только однодневные посты - по средам и пятницам, во время которых полностью исключался приём пищи. Такое понятие, как "постная пища" они не знали от слова совсем. Только в 3 веке постную пищу ввели в обиход монтанисты - еретики, благодаря которым мы имеем теперь 4 длительных приёма. постной пищи в году, а поста, как такового, в современной РПЦ нет. Ради интереса можете ознакомиться с этим научным трудом приснопамятного священномученика архиепископа Илариона. Работа небольшая по объёму, написана лёгким, доступным языком и очень интересная по содержанию. Названная книга есть в библиотеке Азбука.ру. Я не против предписаний РПЦ от воздержания скоромного. Это очень полезно для здоровья и я придерживаюсь их, но пора, наконец, назвать вещи своими именами и не называть постом то, что фактически постом не является. Спаси всех Христос!
Интересно было бы услышать комментарий священника по этому вопросу. Главное, нам самим не стать еретиками. Умудри, Господи🙏