Строго говоря, истинный и единственный совершитель таинств — Сам Бог. Эта мысль хорошо отражена в диалоге священнослужителей перед началом литургии. Диакон, обращаясь к предстоящему перед престолом священнику, произносит: «время сотворити Господеви», что в переводе на современный русский язык означает — сейчас наступает время, когда будет действовать Господь.

Как писал святитель Амвросий Медиоланский применительно к таинству Крещения, «крещает не Дамасий, не Петр, не Амвросий и не Григорий. Мы исполняем свое дело как служители, но действенность таинств зависит от Тебя. Не в человеческих силах сообщать божественные блага — это Твой дар, Господи». При совершении таинств священник в силу особых даров, усвоенных им в рукоположении, или, иначе, хиротонии, становится орудием, проводником Божественной благодати, которая через него сообщается людям.

Что же это за особые дары? И откуда взялось рукоположение? Для ответа на эти вопросы нужно вспомнить о событии, которое произошло две тысячи лет назад в Иерусалиме.

В день иудейского праздника Пятидесятницы на апостолов, собравшихся в этот день вместе, сошел Дух Святой. Этот день еще называют днем рождения Церкви. В этом чудесном схождении Святого Духа апостолы и получили те самые благодатные дары — священнодействовать, проповедовать, созидать церковные общины. Это было особое служение, которое изначально несли исключительно апостолы. Однако по мере увеличения числа общин и количества верующих апостолы физически уже не могли успевать везде. Им были необходимы помощники. К этому времени и относится возникновение таинства Рукоположения — через молитву и символическое возложение рук на человека апостолы делегировали ему право священнодействия, учительства и управления. Так появились епископы и пресвитеры. Возникло такое понятие, как апостольское преемство, которое легло в основу всего последующего бытия Церкви. Если задаться целью, то можно проследить цепочку рукоположений любого епископа или священника вплоть до одного из апостолов.

Вначале понятия пресвитер и епископ были взаимозаменяемы. Однако по мере становления и развития церковной иерархии сан епископа стал высшим, а пресвитер или священник — вторым после него. Епископы управляют епархией и могут совершать все таинства и богослужения, а священник — все таинства, кроме рукоположения. И в древности, и в настоящее время кандидат в священный сан должен был отвечать строгим критериям отбора: иметь соответствующее образование, вести благочестивую жизнь, активно участвовать в церковной жизни, пользоваться авторитетом и иметь доброе свидетельство от остальных членов общины.

Важно понимать, что священство — это не какая-то особая привилегия, ставящая человека выше всех остальных, а одно — пусть и очень важное — из церковных служений. Иисус Христос  поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, — пишет апостол Павел (Еф 4:11-12). Этот список служений можно продолжить. В каждом приходе мы найдем множество людей, которые несут различные церковные послушания: помогают в алтаре, следят за порядком и чистотой в храме, готовят еду, проводят уроки в воскресной школе, занимаются хозяйственными делами, ведут приходскую бухгалтерию, поддерживают приход посильными пожертвованиями. Все это — тоже виды служения в Церкви, которые взаимно дополняют друг друга. Священник так же беспомощен без общины в разнообразии ее служений, как и община без священника.

Да и за церковной оградой, если человек относится к своей работе не просто как к способу зарабатывания денег, но как к служению, долгу перед Богом и людьми, он тоже реализует в своей жизни данный ему Божий дар. Как указывает уже упоминавшийся выше апостол Павел, дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу (1 Кор 12:4-7). У каждого из нас свое место, своя функция и свое назначение в мире. Пресвитер совершает священнодействия, врач лечит, учитель учит, пожарный спасает, токарь трудится за станком. И, как подметил баснописец, «беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».

Если же говорить не о таинствах, а о богослужениях вообще, то на самом деле миряне могут совершать большую часть служб. У нас эта практика не слишком распространена, но, к примеру, в Греции домашние богослужения — обычное дело. Келейные службы по мирянскому чину совершаются регулярно на Афоне — многие монахи участвуют в храмовом богослужении в воскресные и праздничные дни, а в остальное время служат по своим кельям. Основная книга, по которой совершаются такие службы, — Часослов, где собраны богослужения, начиная с полунощницы и заканчивая повечерием, которые служатся ежедневно. Если служба совершается мирянином, из нее просто исключаются все молитвословия и священнодействия, которые по Уставу совершаются священником. Например, начальный возглас священника «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков! Аминь» меняется на прошение: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!» Ектении (особые прошения, произносимые диаконом) — на «Господи, помилуй» и т. д. Во всем остальном служба остается прежней.

Какие именно богослужения могут совершать миряне и как это правильно делать — читайте здесь.

0
0
Сохранить
Поделиться: