Современного читателя Библии часто подводит незнание особенностей ветхозаветной иудейской культуры и библейского контекста. Евреи избегали говорить о Боге прямо, опасаясь нарушить заповедь «не поминай имя Господа, Бога твоего, напрасно». В речи на Бога часто указывали косвенно — «Благословенный», «Господь», «Небо», «Великий Царь», «Судия». На этом языке, понятном его современникам и соплеменникам, Иисус постоянно и настойчиво утверждает Свою Божественность, говорит о том, что Он — Бог.
Иисус указывает на Себя как на Царя, Судию (напр. Мф 25:34), Того, Кто посылает Пророков (напр. Мф 23:34), Того, о Ком в ветхозаветных пророчествах говорится как о Боге и т. д. В рамках Библии это не может означать ничего, кроме предельно ясного отождествления говорящего с Богом. Есть и другие высказывания, которые не могут быть истолкованы иначе как свидетельство Христа о Своем Божественном достоинстве. Он говорит о прощении грехов (Кто Он, что грехи прощает?), называет Себя Господином субботы (хозяин субботы — только Бог, суббота — Его день), свидетельствует о Своей безгрешности (Ин 8).
Очень характерным является евангельский эпизод, когда Иисус изгоняет торговцев из Иерусалимского храма. Опрокинув столы менял и выгнав из храма продавцов животных и птиц, Он четко произносит: дóма Отца Моего не делайте домом торговли (Ин 2:16). О том же, что Сын и Отец имеют одну божественную природу (Я и Отец — одно (Ин 10:30) Иисус говорил неоднократно. Одно из самых ярких упоминаний об этом содержится в молитве Спасителя в Гефсиманском саду накануне крестных страданий: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе (Ин 17:21) — свидетельствует Он.
Окружающие отлично понимали слова Иисуса. Не случайно иудеи на вопрос Спасителя, за что они хотят побить Его камнями, ответили Ему: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом (Ин 10:33).
Итак Иисус — Бог. Он Сам говорит об этом. Но здесь может возникнуть другая сложность. Столь же часто как то, что Он — Бог, Иисус говорит о себе как о человеке или Сыне Человеческом. Каким же образом человек может одновременно быть Богом?! В этом и заключается великая таинственная истина христианской веры. Всё Священное Писание и особенно Новый Завет свидетельствует, что Иисус Христос — одновременно и совершенный Бог, и совершенный человек. Он одновременно обладает двумя природами, соединяет в себе свойства и действия как Бога, так и человека. Осознать и понять эту истину до конца невозможно. В нее можно только верить.
То, что Иисус — не только Бог, но и человек подобный нам с вами, очень важно для нашего спасения и понимания искупительной миссии Спасителя. Бог появляется на земле в человеческом образе, живет как все люди, но так, как никто ни до не после Него жить не может: не совершая ни единого греха в полном соответствии с волей Божией. Наконец, Он добровольно отдает себя на страдания и смерть, умирает в совершенном послушании Отцу и в совершенной любви к людям.
Итак, Церковь, основываясь на Священном Писании с самого начала верила, что Иисус Христос — Бог, воплотившийся на земле в человеческом образе. Об этом говорит Сам Иисус, об этом же свидетельствуют авторы апостольских посланий, вошедших в состав Нового Завета. В точных терминах эта вера была выражена уже на Вселенских Соборах и сформулирована в соборных определениях или, иначе, догматах — непреложных истинах христианства.