Вопрос читателя:
Иисус Христос молился своему отцу в Гефсиманском саду. Но его отец — это не другой Бог, это Он Сам. Он молился Самому Себе? Зачем?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Господь Иисус молился Отцу, но тут важно отметить, что Он молился как человек. Согласно Священному Писанию, Господь Иисус одновременно и совершенный Бог, и совершенный человек. Как Бог, Он прощает грехи и дарует вечную жизнь. Как человек, Он устает, нуждается во сне и пище, страдает и, наконец, умирает.
Вы правы в том, что эпизод в Гефсиманском саду может вызывать вопросы. Этот рассказ всегда служил предметом некоторого недоумения — и насмешек неверующих. Какой же это Бог, если Он скорбит и ужасается перед лицом смерти, как обычный человек, да и человек не самый храбрый: множество героев и мучеников в истории шли на смерть гораздо спокойнее, иногда — с бравадой и насмешкой над палачами. Вся римская процедура распятия была продумана таким образом, чтобы сломать волю и дух самых решительных борцов, но Иисус не показывает Себя борцом даже в саду. Почему? Происходящее в Гефсимании говорит нам нечто очень важное о Боговоплощении. Прежде всего, Господь Иисус — не Бог, притворившийся человеком или действовавший через человека, это Бог, который действительно стал человеком.
Кроме того, святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на Евангелие от Иоанна» подробно говорит о том, что моление Христа имело целью и научить других людей, как следует поступать в критической ситуации. Нет возможности здесь полностью приводить текст беседы даже на эпизод в Гефсиманском саду, процитирую фрагмент из нее, а беседу Вы легко можете найти в сети:
«Возвел очи Свои на небо». Значит, по его словам, это скорее была беседа с Отцом. Если же в других местах он и говорит о молитве, и представляет Христа то преклоняющим колена, то возводящим очи на небо, — не смущайся. Из этого мы научаемся, с каким усердием должно приносить молитвы, научаемся, и стоя, взирать очами не только телесными, но и душевными, и преклонять колена с сокрушением сердца. В самом деле, Христос пришел не для того только, чтобы явить Себя, но и для того, чтобы научить неизреченной добродетели; а учитель должен учить не словами только, но и делами. Итак послушаем, что Он говорит здесь. «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». Снова показывает нам, что Он не неволею идет на крест.
Храни Вас Бог!