
Вопрос читателя:
Иисус Христос молился своему отцу в Гефсиманском саду. Но его отец – это не другой Бог, это Он Сам. Он молился Самому Себе? Зачем?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Господь Иисус молился Отцу, но тут важно отметить, что Он молился как человек. Согласно Священному Писанию, Господь Иисус одновременно и совершенный Бог, и совершенный человек. Как Бог, Он прощает грехи и дарует вечную жизнь. Как человек, Он устает, нуждается во сне и пище, страдает и, наконец, умирает ("Кому молился Христос?", С. Худиев).
Вы правы в том, что эпизод в Гефсиманском саду может вызывать вопросы. Этот рассказ всегда служил предметом некоторого недоумения — и насмешек неверующих. Какой же это Бог, если Он скорбит и ужасается перед лицом смерти, как обычный человек, да и человек не самый храбрый: множество героев и мучеников в истории шли на смерть гораздо спокойнее, иногда — с бравадой и насмешкой над палачами. Вся римская процедура распятия была продумана таким образом, чтобы сломать волю и дух самых решительных борцов, но Иисус не показывает Себя борцом даже в саду. Почему? Происходящее в Гефсимании говорит нам нечто очень важное о Боговоплощении. Прежде всего, Господь Иисус — не Бог, притворившийся человеком или действовавший через человека, это Бог, который действительно стал человеком ("Гефсиманский сад", С. Худиев).
Кроме того, святитель Иоанн Златоуст в "Беседах на Евангелие от Иоанна" подробно говорит о том, что моление Христа имело целью и научить других людей, как следует поступать в критической ситуации. Нет возможности здесь полностью приводить текст беседы даже на эпизод в Гефсиманском саду, процитирую фрагмент из нее, а беседу Вы легко можете найти в сети:
«Возвел очи Свои на небо». Значит, по его словам, это скорее была беседа с Отцом. Если же в других местах он и говорит о молитве, и представляет Христа то преклоняющим колена, то возводящим очи на небо, – не смущайся. Из этого мы научаемся, с каким усердием должно приносить молитвы, научаемся, и стоя, взирать очами не только телесными, но и душевными, и преклонять колена с сокрушением сердца. В самом деле, Христос пришел не для того только, чтобы явить Себя, но и для того, чтобы научить неизреченной добродетели; а учитель должен учить не словами только, но и делами. Итак послушаем, что Он говорит здесь. «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». Снова показывает нам, что Он не неволею идет на крест.
Храни Вас Бог!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Все дело в трех телах человека. В физическом теле Спаситель - слуга Божий, но Господин людей а люди Его слуги. В душевном теле Спаситель - часть Бога, но Целое для людей, а люди Его - части. В духовном теле все едины в Боге. Буддисты называют эти тела - Нирманакая, Самбодхакая и Дхармакая. В саду Исус молился своему Господину, как человек, душевно своему Целому - Богу
В этот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сами не знаете какое богатство в вас.
В этот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сами не знаете какое богатство в вас.
Господь все управит.
Согласно православному вероучению Господь Иисус Христос принес Крестную Жертву не только Отцу и Святому Духу, но и Самому Себе, всей Святой Троице. Поэтому Он молился, конечно, всем трем Лицам, обращаясь лично только к одному из Них - Отцу. Мы, кстати, также делаем.
Что касается Гефсиманского моления, то согласно профессору МДА А. И. Осипову Богочеловек страдал страшнее всякого мученика, потому что Он знал, что с Ним произойдет, а те - нет, то есть легче идти на смерть, зная что тебя ожидает.
Сын единосущен Отцу и Им же вся быша, а значит Иисус мог обратиться не к Отцу, а к Сыну, т.е. к Самому Себе.
Для ответа на данный вопрос обратимся к Символу Веры, который звучит так Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых.
И жизни будущаго века. Аминь.
Отсюда ясно, что с точки зрения логики Отец и Сын и Дух Святой имеют единую сущность, но не тождественны между собой. Это всего лишь Три Ипостаси единого Бога.
Кроме того Иисус Христос Совершенный Бог и Совершенный Человек, имеющим две природы: Божественную и человеческую и две воли: Божественную и человеческую.
Молитва, есть усилие воли. Поэтому Христос в Гефсиманском саду молился человеческой волей другой Ипостаси единого Божества: Отцу. Поэтому никак нельзя согласиться с тем, что Христос молился самому Себе в Гефсиманском саду. Простите, если что не так.
Отец и Сын одно. Но не одно и то же. Отец больше Сына.
Да,Иисус пришёл во плоти как человек, но по Духу как Бог ибо дух Святой обитал в нем.
"Я и Отец - одно" Иоанн 10:30. Живя земной жизнью Иисус испытывал те же чувства, что и обычные люди. Он испытывал Холод, голод, нужду, страх. И на протяжении всего Своего земного служения Он постоянно обращался к Своему Отцу за поддержкой, в том числе и в Гефсимании.