
Вопрос читателя:
Иисус Христос молился своему отцу в Гефсиманском саду. Но его отец — это не другой Бог, это Он Сам. Он молился Самому Себе? Зачем?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Господь Иисус молился Отцу, но тут важно отметить, что Он молился как человек. Согласно Священному Писанию, Господь Иисус одновременно и совершенный Бог, и совершенный человек. Как Бог, Он прощает грехи и дарует вечную жизнь. Как человек, Он устает, нуждается во сне и пище, страдает и, наконец, умирает.
Вы правы в том, что эпизод в Гефсиманском саду может вызывать вопросы. Этот рассказ всегда служил предметом некоторого недоумения — и насмешек неверующих. Какой же это Бог, если Он скорбит и ужасается перед лицом смерти, как обычный человек, да и человек не самый храбрый: множество героев и мучеников в истории шли на смерть гораздо спокойнее, иногда — с бравадой и насмешкой над палачами. Вся римская процедура распятия была продумана таким образом, чтобы сломать волю и дух самых решительных борцов, но Иисус не показывает Себя борцом даже в саду. Почему? Происходящее в Гефсимании говорит нам нечто очень важное о Боговоплощении. Прежде всего, Господь Иисус — не Бог, притворившийся человеком или действовавший через человека, это Бог, который действительно стал человеком.
Кроме того, святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на Евангелие от Иоанна» подробно говорит о том, что моление Христа имело целью и научить других людей, как следует поступать в критической ситуации. Нет возможности здесь полностью приводить текст беседы даже на эпизод в Гефсиманском саду, процитирую фрагмент из нее, а беседу Вы легко можете найти в сети:
«Возвел очи Свои на небо». Значит, по его словам, это скорее была беседа с Отцом. Если же в других местах он и говорит о молитве, и представляет Христа то преклоняющим колена, то возводящим очи на небо, — не смущайся. Из этого мы научаемся, с каким усердием должно приносить молитвы, научаемся, и стоя, взирать очами не только телесными, но и душевными, и преклонять колена с сокрушением сердца. В самом деле, Христос пришел не для того только, чтобы явить Себя, но и для того, чтобы научить неизреченной добродетели; а учитель должен учить не словами только, но и делами. Итак послушаем, что Он говорит здесь. «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». Снова показывает нам, что Он не неволею идет на крест.
Храни Вас Бог!
Все дело в трех телах человека. В физическом теле Спаситель - слуга Божий, но Господин людей а люди Его слуги. В душевном теле Спаситель - часть Бога, но Целое для людей, а люди Его - части. В духовном теле все едины в Боге. Буддисты называют эти тела - Нирманакая, Самбодхакая и Дхармакая. В саду Исус молился своему Господину, как человек, душевно своему Целому - Богу
В этот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сами не знаете какое богатство в вас.
В этот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сами не знаете какое богатство в вас.
Господь все управит.
Согласно православному вероучению Господь Иисус Христос принес Крестную Жертву не только Отцу и Святому Духу, но и Самому Себе, всей Святой Троице. Поэтому Он молился, конечно, всем трем Лицам, обращаясь лично только к одному из Них - Отцу. Мы, кстати, также делаем.
Что касается Гефсиманского моления, то согласно профессору МДА А. И. Осипову Богочеловек страдал страшнее всякого мученика, потому что Он знал, что с Ним произойдет, а те - нет, то есть легче идти на смерть, зная что тебя ожидает.
Сын единосущен Отцу и Им же вся быша, а значит Иисус мог обратиться не к Отцу, а к Сыну, т.е. к Самому Себе.
Для ответа на данный вопрос обратимся к Символу Веры, который звучит так Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых.
И жизни будущаго века. Аминь.
Отсюда ясно, что с точки зрения логики Отец и Сын и Дух Святой имеют единую сущность, но не тождественны между собой. Это всего лишь Три Ипостаси единого Бога.
Кроме того Иисус Христос Совершенный Бог и Совершенный Человек, имеющим две природы: Божественную и человеческую и две воли: Божественную и человеческую.
Молитва, есть усилие воли. Поэтому Христос в Гефсиманском саду молился человеческой волей другой Ипостаси единого Божества: Отцу. Поэтому никак нельзя согласиться с тем, что Христос молился самому Себе в Гефсиманском саду. Простите, если что не так.
Отец и Сын одно. Но не одно и то же. Отец больше Сына.
Да,Иисус пришёл во плоти как человек, но по Духу как Бог ибо дух Святой обитал в нем.
"Я и Отец - одно" Иоанн 10:30. Живя земной жизнью Иисус испытывал те же чувства, что и обычные люди. Он испытывал Холод, голод, нужду, страх. И на протяжении всего Своего земного служения Он постоянно обращался к Своему Отцу за поддержкой, в том числе и в Гефсимании.