Вопрос читателя:
Почему рукоблудие — это грех? А как справляться, если живешь один? А если в браке все не очень хорошо?
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
На сайте журнала «Фома» уже есть ответы нескольких священников о причине греховности рукоблудия, например Почему рукоблудие — грех?
В целом они вполне точны и правильны. Поэтому лишь немного разверну аргументацию ответа.
Негативное отношение к этому греху восходит к Ветхому Завету. По имени персонажа книги Бытия Онана (см. Быт. 38,9), который не желал исполнить древний закон о кровнородственном браке и прибегал к рукоблудию, этот грех получил ещё одно своё распространенное название — онанизм.
Для человека Нового Завета причины греховности самоудовлетворения, конечно, несколько иные. Здесь нужно отметить, что Господь Иисус Христос, в целом свободно толкуя ветхозаветный закон, как и подобает его Создателю, в вопросах интимной и семейной морали, наоборот, достаточно строг. Например, он запрещает развод, дозволенный законом Моисея, приравнивая его к прелюбодеянию (см. Мф. 5, 31-32).
В отношении рукоблудия мы руководствуемся словами Спасителя: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). Самоудовлетворение неотделимо от блудных мечтаний и связанного с ними греха рассматривания непристойных изображений. Естественность греховного действия также вызывает вопросы, поскольку предполагает использование органов, данных нам для деторождения, в целях простого получения удовольствия.
С XIV по XIX век в богословской традиции Русской Православной Церкви именно как рукоблудие понимался грех малакии, о котором пишет святой апостол Павел (1 Кор. 6, 9-10). И эти стихи считались неоспоримым доказательством смертности данного греха. Сейчас богословы спорят о достоверности перевода данного термина.
Однако споров о негативном влиянии данного греха на духовное и душевное здоровье нет. Спорный аргумент о его необходимости для поддержания телесного здоровья прямо опровергается примером монашеской жизни, когда молитва, труд и сознательное избегание плотских искушений и помыслов приводит к тому, что «необходимость» греха совершенно исчезает.
Даже для тех, кто монахами становиться не собирается, греховность рукоблудия для души и духа очевидна. Блудные мечтания приводят к потере девственности нашего разума, к расслабленности нашего сердца в поиске ежедневного доступного удовольствия. Человек, плененный этим грехом может вовсе не стремиться к поиску своей второй половины.
Одним из самых коварных свойств этого греха можно назвать его навязчивую прилипчивость, одолевающую человека от подросткового возраста, порой, до дней глубокой старости. Этот грех препятствует поиску второй половины, осложняет налаживание семейной жизни в браке, служит косвенной причиной разводов через сравнение своей второй половины с разными не целомудренными образами.
Каяться в этом грехе, как и во многих интимных грехах, стыдно. И стыд тут служит барьером от повторения греха. Но иногда грех настолько силен, что стыдно бывает не совершить грех, а только его назвать. В священнической практике мне встречались вполне понятные эвфемизмы «невоздержание душевных и телесных чувств», «блудные помыслы и деяния», «плотское невоздержание». Большинству священников они известны, понятны и не вызывают никаких вопросов.
Что касается средств борьбы с рукоблудием, то в дополнение к молитве, посту и сознательному избеганию соблазнительных ситуаций могу назвать физический труд, творчество, спорт. Всё то, что можно объединить словом сублимация. В то же время могу свидетельствовать, что самым надежным средством от этого греха является христианский брак с полноценной и счастливой семейной жизнью в любви и согласии.
Именно это средство способно искоренить проблему. Случаи же сохранения греха в семье свидетельствуют о проблемах уже семейной жизни.