Вопрос читателя:
Зачем РПЦ соглашается с практикой ЭКО? Разве это не то же, что гнушаться браком, супружескими отношениями? Не может ли это быть воспринято, как, например, согласие Церкви с такими наказаниями или средствами воздействия на человека (если он вовремя не вступит в брак и т. п.), как кастрация или лишение способности выполнять супружеские отношения, вынуждением иметь однократно детей и т. п.? Не лучше ли пропагандировать зарегистрированный брак с одним супругом и многодетность?
Анна
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Уважаемая Анна, Вы меня очень удивили своим вопросом!
Пропаганда — это вообще не очень хорошее дело часто бывает. Церковь как признавала, так и признает нормой именно брак на всю жизнь, а что касается детей, это как Бог даст, смысл брака не в деторождении, а в соединении супругов, в их любви и отношениях, в совместном пути ко Спасению. Детей должно быть столько, сколько даст Бог и сколько супруги в состоянии родить и воспитать, как Вы понимаете, цифры тут ни при чем.
Сексуальные отношения и рождение детей по-прежнему мы признаем нормой только в браке, и никак иначе! И никаких трактовок иных, вроде тех, что Вы перечислили во второй фразе Вашего письма, мы не принимаем, что Вы! Только брак, а дети — как возможное следствие супружества.
Что касается ЭКО, оно признается в Церкви возможным ТОЛЬКО при соблюдении следующих условий:
Первое: оплодотворение должно быть совершено только половыми клетками мужа (а не донора), так как «оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений».
Второе: эмбрион должен быть один или столько, сколько мать может выносить. Недопустимы все разновидности ЭКО, «предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение „избыточных“ эмбрионов».
И третье: категорически неприемлемо суррогатное материнство, даже в тех случаях, когда оно осуществляется на некоммерческой основе.
Еще немного на эту тему можете почитать здесь. Как видите, ЭКО вне брака Церковь не принимает.
И никакого гнушения супружескими отношениями нет и не было, это же союз, освященный Богом! Подробнее об этом писал мой собрат в ответе на вопрос Как Церковь относится к сексу.
Храни Вас Бог!