Вопрос читателя:
Здравствуйте. Как православие относится к сексу, и является ли похоть после брака грехом?
Отвечает иерей Виктор Никишов:
Часто священнослужители сталкиваются с подобными вопросами людей, плохо знающих православное вероучение. Иллюзорное представление, что Церковь помышляет о сексе как о чём-то ужасном, формируется ввиду поверхностных знаний о духовной жизни.
Если речь идет о нормальных, естественных сексуальных отношениях, то есть о сексе в браке, отношение к нему Церковь высказала еще в далеком III веке в первом правиле Гангрского Собора: «Аще кто порицает брак, и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается, или порицает оную, яко не могущую внити в царствие: да будет под клятвоюТо есть отлучен — прим. ред.».
Иными словами, брак честен и ложе непорочно, и супружеские отношения в браке — это самая что ни на есть норма.
Да, есть периоды постов, когда человек добровольно отказывается от разных вещей, в том числе от определенны продуктов, видов деятельности и супружеских отношений ради аскезы и большего внимания духовной жизни. Но еще апостол Павел писал о том, что супружеские отношения на время приостанавливаются только по взаимному согласию супругов:
«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор. 7:5).
Апостол призывает супругов во Христе быть внимательными друг к другу и не избегать сексуальной близости.
К вопросу о похоти. Нужно четко разделить для себя понятия похоти и влечения к супругу. Похоть — это всякая незаконная страсть и желание, отвращающее человека от Бога, развращение сердца, влекущее ко злу и греху. Влечение же мужа и жены друг ко другу — абсолютно нормальное и естественное явление. Ещё ранее Великий апостол Павел говорит абсолютно однозначно: «Брак... честен и ложе непорочно» (Евр. 13:4).
Секс у нас чаще всего, из-за муссирования этой темы в СМИ, ассоциируется со свободными отношениями, без всякой ответственности. В христианстве же подход диаметрально противоположный. Сначала человек берет на себя ответственность за другого человека, дает обещание быть с супругом и в горе и в радости, а только потом приступает к брачному ложу.
Разбор подробностей — как это должно происходить, обсуждение греховности или безгрешности интимных подробностей супружеской жизни мужа и жены абсолютно неуместны, так как это Таинство Брака, то есть нечто таинственное и сокрытое от посторонних глаз.