
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Как православие относится к сексу, и является ли похоть после брака грехом?
Отвечает иерей Виктор Никишов:
Часто священнослужители сталкиваются с подобными вопросами людей, плохо знающих православное вероучение. Иллюзорное представление, что Церковь помышляет о сексе как о чём-то ужасном, формируется ввиду поверхностных знаний о духовной жизни.
Если речь идет о нормальных, естественных сексуальных отношениях, то есть о сексе в браке, отношение к нему Церковь высказала еще в далеком III веке в первом правиле Гангрского Собора: «Аще кто порицает брак, и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается, или порицает оную, яко не могущую внити в царствие: да будет под клятвоюТо есть отлучен — прим. ред.».
Иными словами, брак честен и ложе непорочно, и супружеские отношения в браке — это самая что ни на есть норма.
Да, есть периоды постов, когда человек добровольно отказывается от разных вещей, в том числе от определенны продуктов, видов деятельности и супружеских отношений ради аскезы и большего внимания духовной жизни. Но еще апостол Павел писал о том, что супружеские отношения на время приостанавливаются только по взаимному согласию супругов:
«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор. 7:5).
Апостол призывает супругов во Христе быть внимательными друг к другу и не избегать сексуальной близости.
К вопросу о похоти. Нужно четко разделить для себя понятия похоти и влечения к супругу. Похоть — это всякая незаконная страсть и желание, отвращающее человека от Бога, развращение сердца, влекущее ко злу и греху. Влечение же мужа и жены друг ко другу — абсолютно нормальное и естественное явление. Ещё ранее Великий апостол Павел говорит абсолютно однозначно: «Брак... честен и ложе непорочно» (Евр. 13:4).
Секс у нас чаще всего, из-за муссирования этой темы в СМИ, ассоциируется со свободными отношениями, без всякой ответственности. В христианстве же подход диаметрально противоположный. Сначала человек берет на себя ответственность за другого человека, дает обещание быть с супругом и в горе и в радости, а только потом приступает к брачному ложу.
Разбор подробностей — как это должно происходить, обсуждение греховности или безгрешности интимных подробностей супружеской жизни мужа и жены абсолютно неуместны, так как это Таинство Брака, то есть нечто таинственное и сокрытое от посторонних глаз.
Спаси Господи, батюшка. Всё хорошо и доходчиво разложили по полочкам. Все бы священники придерживаюсь бы такого подхода, было бы замечательно.
Василий, перечитайте статью ещё раз. Половое влечение заложено в человека Богом, только раскрываться оно должно не абы как, а в законном браке
Если же вы осуждаете любую сексуальность, как греховную, то вы еретик
А насчёт постов в браке, мне, например, невозможно большую часть года, а это примерно 7 месяцев поста в год, если не более, не спать с женой. Хоть и мы воцерковляемся, этот запрет для меня неуместен. Рассуждение иеромонаха - св. Церковь сказала нельзя с женой во время поста, значит нельзя. Тут перегиб, мне кажется.
Значит большая часть людей грешники. Но непонятно почему? Ладно если с женатым или замужней, согласен. Но два не обремененных браком человека почему не могут сексом заняться? Странная какая-то заповедь. Может ее уже декриминализировали?
Что значит контрацепция из-за "эгоистических побуждений"?
Екатерина, Вы не удивитесь, однако не всякая контрацепция - грех. В Интернете по этому поводу споры не прекращаются, но Церковь уже установила считать грехом контрацепцию только абортивного действия или из эгоистических побуждений. А это отнюдь не большинство случаев.
Вы удивитесь, но контрацепция тоже грех.
Ну если плотские ценности для человека выше условно-мировоззренческих, если он готов ради удовлетворения туловища поступиться своими убеждениями — даже пусть бы и по обоюдному согласию — это тоже нам кое-что о человеке да сообщает.
И что теперь, ради каждого секса жениться? Я понимаю основной месседж про ответственность и её оформление в виде брака, но надо же сначала узнать человека. Тут везде пишут, что перед браком надо узнать человека получше, узнать разделяет ли он ваши ценности и т.д., так секс - такая же ценность, может совпадать, а может и нет, у всех свой темперамент. Что потом мучиться что ли?
Или,если секса хочется, но ответственность брать не хочется и это взаимно и по согласию. Да, это не про любовь, конечно, но и зла никто никому не делает. Я могу понять, что церковь призывает к ответственности, а раньшк секс вне брака - это дети автоматом, но сейчас-то контрацептивы есть.
В общем, как-то не вяжется с здравым смыслом и современностью.
Но ведь здесь нет оправдания похоти, наоборот - обличение.