Вопрос читателя:
Почему православные так не любят фразу «Бог у меня в душе»? А что, если у человека, правда, Бог в душе и он великий праведник? Только в храм не ходит.
Отвечает протоиерей Игорь Фомин:
Ваше утверждение, что православные не любят фразу «Бог у меня в душе», не совсем верно. Чаяние любого христианина — чтобы Бог был у него в душе. Другое дело, когда люди пытаются этой фразой оправдать свое нерелигиозное бытовое поведение, например, нежелание ходить в храм по причинам вроде лени или страха, что придется соблюдать заповеди Христовы. Тогда фраза «Бог у меня в душе» становится лукавой — и это лукавство верующим как раз не нравится.
Думаю, никто из наших читателей не хотел бы однажды услышать: «Знаешь, дорогой, я люблю тебя, но только в душе, поэтому не жди от меня никаких внешних проявлений моей любви — помогать я тебе не буду, заботиться о тебе тоже». Если нам так признаются в любви, вряд ли мы от человека потом увидим хоть что-то, доброе или плохое. Только пустоту и равнодушие. Любое чувство, будь то любовь к ближнему или к Господу, нуждается в делах.
Часто «Бог в душе» - это такой бог, которого человек сам себе придумал, бог, удобный во всех отношениях. Например, «Бог в душе» любит пьяниц и блудников, потому что человек, придумавший себе такого бога, сам любит выпить или изменять супругу. Нельзя выстроить Бога под себя. Когда мы приходим в храм, нам приходится выстраивать себя под Бога, который есть в реальности.