Вопрос читателя:
Почему после родов нельзя в церковь?
Ответ:
Церковными правилами женщине в течение сорока дней после родов предписывается не входить в храм в течение 40 дней. На сороковой день священник должен прочесть над ней специальную разрешительную молитву. Иногда чтение этой молитвы происходит позже, например, в день крещения младенца, иногда, в силу обстоятельств, раньше. Откуда взялась эта традиция и почему после родов нельзя в церковь?
Истоки этого обычая — в Ветхом Завете. В книге Левит говорится: «если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его;
и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее. Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих.
По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику; он принесет это пред Господа и очистит ее, и она будет чиста от течения кровей ее» (Лев.12:1-8).
В новозаветное время отношение к родам и послеродовому периоду изменилось: теперь мы не приносим в храм жертвенных животных (ни в этом случае, ни в каком-либо другом, ведь Иисус Христос принес Себя в жертву за наши грехи), а период в 40 дней взят как среднее время, в течение которого могут продолжаться послеродовые выделения у женщины. Кроме того, в первый месяц после родов женщина нуждается в восстановлении, а ребенок в особом уходе, и для посещения богослужений у роженицы не хватает ни сил, ни времени.
Молитва на 40-й день читается для того, чтобы ввести женщину, продолжительное время не посещавшую храм, в литургическую жизнь Церкви. При этом в первые недели после родов можно и нужно продолжать молиться дома, читать Евангелие.
Подробнее о послеродовых молитвах рассказывает иерей Максим Бражников, пресс-секретарь Орской епархии, настоятель Казанского прихода г. Орска:
Смысл и назначение послеродовых молитв отчасти педагогические — чтобы родители подготовились к тому, чтобы ввести ребенка в священное пространство храма и в Таинства Церкви. Некоторых смущает в молитве о родившей женщине прошение к Господу «омы́й ея́ скве́рну теле́сную и скве́рну душе́вную». Конечно, Церковь сегодня не считает, что, родив ребенка, женщина становится «нечистой» и может осквернить своим присутствием храм. Но мы все являемся потомками Адама, поэтому в Пятидесятом псалме говорится: «Во гресех роди мя мати моя». Речь не идет о том, что физическое соитие мужчины и женщины и зачатие ребенка — греховны, но, когда человек приходит в мир, он, тем не менее, несет на себе печать первородного греха. В требнике есть целый цикл молитв, связанных с рождением ребенка — молитва в первый день после родов, молитва на наречение имени, которая читается на восьмой день, молитва сорокового дня, которая читается над матерью. Далее уже предполагается крещение младенца. В практике церковной жизни этот цикл несколько трансформировался — например, наречение имени сейчас происходит во время крещения. Естественно, при необходимости, например, в случае опасности для жизни ребенка или матери, можно окрестить ребенка и причастить мать не дожидаясь сорокового дня. Здесь нет абсолютизма, все же нужно толковать эти правила в контексте эпохи, в которой они появились.
Редакция журнала «Фома»