Вопрос читателя:

Почему во время рождественского богослужения, в отличие от пасхального, отсутствует крестный ход?

Александр

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Александр!

Крещенское и пасхальное богослужения вообще достаточно сильно отличаются друг от друга. Исторически Пасха Христова выделялась особой торжественностью и радостью о Христе Воскресшем, что и отразилось в уникальной песенности богослужения.

Объединяет пасхальную и рождественскую службы то, что они были временем крещения оглашенных, и пасхальный крестный ход наследует шествию новокрещённых в храм на литургию. Впоследствии, когда крестить оглашенных стали не только в некоторые праздники, а потом институт оглашенных и вовсе перестал быть массовым, пасхальный крестный ход стал символом шествия жен-мироносиц ко гробу Господню.

Есть в уставе крещенского богослужения свой крестный ход – шествие на Иордань для освящения воды. Значительное сходство молитвословий из освящения воды чина Таинства Крещения и освящения Великой Агиасмы в Крещенский Сочельник и день Крещения Господня является подтверждением того мнения, что это был крестный ход с освящением воды для последующего крещения оглашенных. По тем же причинам, по которым изменилась символика пасхального крестного хода, воду в день сочельника и праздника стали освящать для всех, что отразилось и в тексте молитв. А практика крестных ходов на Иордань сохранялась вплоть до начала ХХ века.

Впрочем, в некоторых храмах и обителях нашей страны шествие на Иордан, по-прежнему, совершается крестным ходом. У нас в епархии такое шествие, по традиции, совершается в день Крещения Господня, в Кисловодске.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: