Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Вместе изображают тех святых, чьи жития неразрывно связаны. И память их празднуют в один день, и на иконах они тоже рядом. Например, первые изображения святых апостолов Петра и Павла, подчеркивающие единство Церкви, появились еще в IV веке.
Древнерусская иконопись переняла эту традицию. В пространство одной иконы помещают святых братьев Бориса и Глеба, Флора и Лавра, Кирилла и Мефодия, святых супругов — от Иоакима и Анны до Петра и Февронии. Вместе пишут основателей русского монашества Антония и Феодосия Печерских, подвижников Зосиму и Савватия Соловецких и многих других. В композицию могут даже включаться сцены из житий обоих святых.
Есть святые, жившие и прославленные в разное время, но связанные в церковном сознании. Содержание подвига и сила народного почитания объединяют воинов-мучеников Димитрия Солунского и Георгия Победоносца. С икон новгородской школы на нас смотрят святые девы Параскева Иконийская и Анастасия Узорешительница. Обе они приняли муки во имя Христово и обе очень почитались в Новгороде. Дни памяти Параскевы и Анастасии соседствуют в церковном календаре, но важнее символика имён: Параскева означает «Пятница», Анастасия — «Воскресение», так что образ этих святых указывает на Страстную Пятницу и Воскресение.
Образ с двумя святыми может быть семейным, патрональным. Например, на русских иконах XIX века мы часто видим вместе Александра Невского и Марию Магдалину — небесных покровителей императорской семьи.
В наше время распространены совместные иконы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской. Мы чувствуем их духовное родство и потому соединяем в одном иконографическом сюжете, чтобы перед образом можно было помолиться обоим небесным заступникам