Образ Пресвятой Девы с молитвенно воздетыми руками и Богомладенцем на груди (на лоне) восходит к IV веку. Икона является иллюстрацией пророчества Исаии …Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис 7:14). Глядя на этот образ, на Ту, Которая вместила в Себе Христа, мы приближаемся к пониманию таинственного догмата о боговоплощении.
До XII века (а в некоторых храмах и позднее) икона именовалась «Богоматерь Воплощение». Второе название — «Знамение», либо в историческом написании «Знамение Пречистыя», — появилось именно на Руси при довольно трагичных обстоятельствах. В XII веке, во времена междоусобиц, суздальское войско осадило Великий Новгород. Охваченные страхом и надеющиеся на помощь Богородицы новгородцы пошли крестным ходом с иконой. Вражеская стрела попала в лик Пречистой, и образ развернулся к осажденным. Суздальцев обуял ужас, они перебили друг друга. Таково было чудесное знамение Богоматери, в память о котором архиепископ Иоанн установил празднование.
Этот образ Знамения сейчас находится в Софийском соборе Великого Новгорода. Икона была столь почитаема, что с нее сделали многочисленные списки, ставшие чудотворными: Курская, Абалацкая, Верхнетагильская иконы Богоматери и другие.
Образ Знамения Пресвятой Богородицы — знаковый, центральный в пророческом ряду иконостаса, так как ветхозаветные пророки говорили о пришествии Мессии. Также этот образ мы часто видим в конхе, то есть на своде алтарной апсиды: Богоматерь со Спасом Эммануилом как бы парит над самым святым местом храма — престолом, где совершается таинство Евхаристии.