Вопрос читателя:

У меня вопрос по поводу клириков. Почему они не могут вступать в половое общение со своими женами перед служением Литургии? Почему зачатие и рождение детей считается в Церкви нечистым как в Ветхом Завете, если мы живём в Новом Завете? Почему у нас в Православной Церкви двойственность в отношении зачатия: время чистоты и время нечистоты (ведь зачатие и рождение ребенка — это всегда в любое время радость для супругов)? Возможно ли в Православной церкви ввести обязательный целибат для всех клириков, как у католиков, если для клириков есть опасность нечистоты в зачатии? Или целибат невозможен в связи с трудностью полового воздержания для мужчин?

Такое чувство, что ветхозаветные тенденции регулирования половой сферы клириков в Православной Церкви, ставят их, как мужчин, в трудное положение, ведь мужчине труднее даётся половое воздержание, чем женщине. И последнее: может ли жена клирика оставить клирика (развестись), если она не согласна с правилом воздержания от зачатия? Мне вспоминается ужасный случай с женой св. Иоанна Кронштадского, который жил с ней как с сестрой, при этом он не хотел отпускать ее во второй брак для зачатия и рождения детей, которых она хотела иметь. Спасибо

Лия

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Лия, про некоторые вопросы мне хочется задать вопрос, с какой целью человек спрашивает? Например, если бы вопрос задавал молодой клирик или семинарист, я бы понял, что у него нет наставника, может быть, духовник умер, а спросить не у кого. Когда спрашивает невеста семинариста или молодая матушка, я могу допустить, что невеста стесняется спросить у своего жениха, а духовника у нее, возможно, нет, и у матушки, возможно, муж сам неопытен и, что называется, см. выше, потому что по каким-то причинам у них нет духовника, чтобы выяснить. И мне, конечно же, очень интересно, для чего Вы спрашиваете — потому что есть практическая необходимость, как жить с мужем-клириком или потому что хочется как-то уколоть Церковь? Это важно.

Впрочем, я могу ответить на Ваши вопросы последовательно.

Итак, перед Божественной литургией мы не вступаем в половое общение, потому что священник, который служит, обязательно причащается, а перед Причастием должно быть воздержание. Об этом сказано, например, в «Известии учительном», на которое я ориентируюсь: «Наконец же, всякий иерей и диакон, имеющий жену, перед литургисанием должен воздержаться несколько дней от общения с ней, а также и в день служения. Не воздержавшийся и служивший — тяжко согрешит». Это касается всех христиан, не только рукоположенной части Церкви, то есть не только клириков. Как Вы помните, по словам апостола Петра, все христиане — «царственное священство», так что тут правила едины. Дело не в том, что половая близость нечиста. Нет, что Вы! (см. Как Церковь относится к сексу?) Просто перед вкушением Тела и Крови у христианина должно быть определенное внутреннее состояние, и оно другое, чем обычно, и оно требует определенной внутренней подготовки, содержание которой — молитвы, сосредоточенность, пост во всех смыслах, чтобы приобщение ко Христу было полным.

Зачатие и рождение детей в Церкви не считается нечистым! Что такое «зачатие во время чистоты и время нечистоты», я не понимаю. В обиходном смысле «днями нечистоты» называют дни месячного очищения у женщин. Но в этот период, насколько я понимаю, зачать невозможно чисто физиологически. Что касается зачатий в пост, уже давным-давно разобрали, что ситуации бывают разными и никаким образом люди, зачатые в пост и не в пост, не отличаются.

В связи со всем этим я не понимаю, что такое «правило воздержания от зачатия». Нет у нас такого правила, вот в чем дело-то.

Целибат ввести невозможно, то есть он есть, конечно, но это практика достаточно редкая, и рукополагаются либо женатые мужчины, либо монахи.

Что касается святого праведного Иоанна Кронштадтского, простите, я не могу комментировать, потому что он был человек святой, реально, совершенно точно, и это засвидетельствовано его современниками и Церковью. Если честно, то, как сложился его брак, я тоже не понимаю, а чтобы комментировать — у меня нет компетенций просто, я не изучал этот вопрос. Я обычный женатый священник, у нас с супругой многодетная семья. То, как жил святой праведный Иоанн Кронштадтский, намного выше моего скромного понимания. Я могу только ему молиться, и все. Если Вас крайне волнует его брак, я советую Вам, во-первых, почитать его дневники, во-вторых, помолиться ему и попробовать с ним выяснить отношения, просто и уважительно, мол, святой отче Иоанне, я не понимаю тебя и очень на эту тему соблазняюсь. Помоги, пожалуйста, понять.

Если Ваша личная ситуация как-то пересекается с примером святого Иоанна, помолитесь ему. Думаю, он попросит о Вас Бога, чтобы Господь Вам помог.

И я Вам очень желаю помощи Божией!


Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
8
0
Сохранить
Поделиться: