Вопрос читателя:
Почему главной иконой на праздник Пасхи — т. е. на самый главный христианский Праздник — является изображение Сошествия Христа во ад, чего в Евангелии нет, а есть лишь небольшой затуманенный намёк в пару строк в послании от Петра? А чисто православной иконы Воскресения нет вообще, есть лишь поздние срисовки с католических икон?
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте!
Ни на иконах, ни в текстах евангелистов мы не найдём описания Воскресения потому что у него не было свидетелей. Евангелисты описывают события, которые последовали сразу после Воскресения.
Кроме того, православной иконы Воскресения Христова нет потому же, почему этот момент упущен и в Евангелиях — из благоговения перед великой тайной победы Христа над смертью. И сама поздняя икона, которая, действительно, является позднейшим заимствованием западной традиции, представляется довольно дерзким художественным вымыслом.
Православные византийские иконописцы были чужды такой дерзости и аллегорически изобразили смысл праздника для каждого из нас — освобождение человечества от рабства греха, смерти и ада. В том, что Господь освободил нас от них Своим Воскресением нас убеждает, например, святитель Иоанн Златоуст в своем Огласительном слове, которое стало частью пасхального богослужения. Так что никаких оснований сомневаться в этом Предании Церкви у нас нет.
Подробнее см. материал Иконография Пасхи, Светлого Христова Воскресения.
Желаю Вам радостно встретить Пасху Христову!