
Вопрос читателя:
Здравствуйте!
Нет закона и нет нарушения закона.
Когда Каин убил Авеля? И когда Моисей получил Заповедь «не убий»? Так почему проклят был Каин Господом, если ещё не было Заповеди «не убий»?
Спаси Вас Господи.
Олег
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Дорогой Олег, заповеди Божии продиктованы не простым желанием Бога создать ограничения, но стремлением направить человечество на путь деятельного богопознания. И задолго до закона Моисея человечество знало, что убийство недопустимо. В человеке заложено изначально распознавание зла и добра, поэтому появление закона Моисея лишь укрепило людей в своём мироощущении.
Каин не от Бога получил проклятие, но, как сказал Бог: «ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт. 4:11). По сути, Каин сам проклял себя своим злодеянием. Как мы видим по последствиям, род Каина так и не смог раскаяться и исправиться и весь погиб при потопе. Точно так же и мы, согрешая, проклинаем себя сами и удаляем себя от спасения. И единственное, что можно сделать, — это осознать греховность своей жизни и исправлять её через жизнь в Боге и благочестии.
Подробнее о Каине можно прочитать в следующих материалах:
• Кто такой Каин в Библии?
• Каин: печать милосердия
• Каинова печать цивилизации: кем на самом деле был Каин
Храни Вас Господь!
1-ый абзац выступления священника протоиерея Андрея Ефанова - чистая правда и совершенное знание Писания. 2-ой абзац - словоблудие в чистом виде - как бы не хотел обидеть уважаемого человека. Достаточно прочесть внимательно Гл.4 "Бытия" с 1 по 12 текст. Всё просто и ничего не нужно додумывать...
Давайте разберёмся в подоплёке уголовного преступления №1 в истории Земли, в деле об убийстве Авеля его братом Каином.
И спросим главного обвиняемого:
- Для чего же ты, боже, подстрекал Каина к братоубийству? Отчего ты не призрел и на дары старшего из братьев? Вырастил он их в поте лица своего, принёс тебе от чистого сердца, надеясь на благословение твоё, или хотя бы на доброе слово. Ты же брезгливым жестом оттолкнул от себя преданного пахаря, и отринул его скромные дары.
В то же время, от младшего брата благосклонно принял в дар баранье мясо и сало.
Пусть даже ты и предпочитаешь жирное мясо пресным лепёшкам.
Но что же мешало тебе радушно принять дары от обоих братьев, ласково благословить их и отпустить восвояси? А потом, ночью, спокойно выбросить обглоданные кости и нетронутые лепёшки в контейнер для отбросов?
Любой твой раб, даже слабо мыслящий, поступил бы именно так. Ты же, обуян гордыней, пробудил в Каине бешеную ревность, довёл братьев до ссоры, до драки, до братоубийства.
Господа присяжные заседатели! Обращаю ваше внимание на то, что бедный, неотёсанный Каин действовал в состоянии аффекта, подстрекаемый к убийству неодолимой высшей силой. И если вы хотите осудить Каина, так осудите и его верховного подстрекателя! И его присудите к изгнанию! И на его божественное чело поставьте печать Каинову!
Михаил, Вы путаете Бога и Господа, это разные персонажи.
В первой главе Бог(и) сотворил(и) людей весьма хорошо (по Их образу и подобию), а во второй (Яхве) - Господь создал(а не сотворил) недоделанного-"бесПодобного" человека - раба ( вообще без понятия добра и зла) .
Не хотел Господь(ин), чтобы он (Адам) много знал и понимал, он нужен был для того чтобы пахать и охранять сад.
Когда Адаму стало "грустно" от одиночества, только потом Яхве стал создавать и приводить ему "на подбор помощника" - разных животных, но пробы они не прошли, т.к не соответствовали (физиологически).
Вообщем Господь (Яхве) - врал, стравливал, каялся, топил, гневался, ревновал, поражал, посылал всех убивать, грабить и творить всякий "БесПредел" поэтому и назван Иисусом в Иоанна 8:44 - диаволом.
Дорогой Александр, гностицизм (в вашем случае, похоже, сирийской ветви) был осужден как ересь и отвергнут Церковью ещё во II-III веках.
Вообще на Ваш первый вопрос отвечает Быт4:7, где Бог указывает на некий грех Каина, который стал причиной неприятия жертвы. Сама суть этого греха, впрочем, не сообщается читателю, но у разных толкователей тем не менее есть различные взгляды на это. Как бы то ни было, вместо того, чтобы исправить свой грех, Каин совершает грех ещё больший - убийство - что в свою очередь и становится причиной проклятия. Так что никакой загадки здесь нет.
«Восстал Каин на Авеля и убил его» (Бытие 4:8), но бог не только никак не наказал Каина, но и взял его под защиту: «всякому, кто убьёт Каина, отомстится всемеро» (4:15) Вопрос: а что значит: всемеро? Убьют его самого и шестерых его близких? На такого убийцу, как библейский бог, похоже...
11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
Глава 4 Бытие
Это ли не наказание?
"Незнание законоа не..."А Закон дан ещё в раю был.А зачем убил?Моё мнение : а зачем топливо в матор?
Заветы были от самого сотворения мира и были уже понятны и Еве, и Адаму. Они уже знали, что такое благословение, святость, почему стал свят 7 день, как и зачем управлять животным и растительным миром, зачем плодить детей. Соответственно, они уже знали, кто такой Бог. Знали свои роли: женскую и мужскую. А также человек знал свою роль в отношениях с Богом - быть хранителем Эдема. Это значит, что человек имел полноту понимания, что можно и что нельзя делать в Эдеме и что его роль заключается в служении Богу. Кроме того, человек знал, что такое любовь, верность, ответственность и преданность, иначе Адам не взял бы на себя часть Евиной вины за грех. Понимание сути греха также было очевидно и для Евы, и для Адама. Соответственно, они, как родители, конечно, передали эти заповеди (законы) своим детям, Авелю и Каину. Это понимание законов включало осознание своей смертности. Каин знал, что такое смерть. Исходя из текста, можно сделать заключение, что Каин и Авель были священниками, но служение Каина было недостойным, а служение Авеля, наоборот, богоугодным. Возникла зависть, от которой Бог предостерегает Каина, но тот Бога не услышал, и, как следствие, убивает брата. Это говорит о том, насколько далеко от Бога был Каин в духовном смысле. В заключение надо сказать, что Каин раскаялся, поэтому, конечно, он Богом прощён, потому что впоследствии от рода Каина произошли великие люди.
А как же быть с теми младенцами, которые народились незадолго до потопа и не успели ничего переосмыслить и сделать свой выбор по причине того, что ни говорить ни ходить еще не научились? Их-то тогда за что?