Почему был проклят Каин, если ещё не было заповеди «не убий»?

Почему был проклят Каин, если ещё не было заповеди «не убий»?

Вопрос читателя: 

Здравствуйте!

Нет закона и нет нарушения закона.

Когда Каин убил Авеля? И когда Моисей получил Заповедь «не убий»? Так почему проклят был Каин Господом, если ещё не было Заповеди «не убий»?

Спаси Вас Господи.

Олег

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Божие на Вас благословение!

Дорогой Олег, заповеди Божии продиктованы не простым желанием Бога создать ограничения, но стремлением направить человечество на путь деятельного богопознания. И задолго до закона Моисея человечество знало, что убийство недопустимо. В человеке заложено изначально распознавание зла и добра, поэтому появление закона Моисея лишь укрепило людей в своём мироощущении.

Каин не от Бога получил проклятие, но, как сказал Бог: «ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт. 4:11). По сути, Каин сам проклял себя своим злодеянием. Как мы видим по последствиям, род Каина так и не смог раскаяться и исправиться и весь погиб при потопе. Точно так же и мы, согрешая, проклинаем себя сами и удаляем себя от спасения. И единственное, что можно сделать, — это осознать греховность своей жизни и исправлять её через жизнь в Боге и благочестии.

Подробнее о Каине можно прочитать в следующих материалах:

Кто такой Каин в Библии?
Каин: печать милосердия
Каинова печать цивилизации: кем на самом деле был Каин

Храни Вас Господь!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail – ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

    Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

    Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (15 голосов, средняя: 4,67 из 5)
    Загрузка...
    3 сентября 2020
    Поделиться:

    • Борис
      Борис2 месяца назадОтветить

      1-ый абзац выступления священника протоиерея Андрея Ефанова - чистая правда и совершенное знание Писания. 2-ой абзац - словоблудие в чистом виде - как бы не хотел обидеть уважаемого человека. Достаточно прочесть внимательно Гл.4 "Бытия" с 1 по 12 текст. Всё просто и ничего не нужно додумывать...

    • Михаил Тимаков
      Михаил Тимаков2 месяца назадОтветить

      Давайте разберёмся в подоплёке уголовного преступления №1 в истории Земли, в деле об убийстве Авеля его братом Каином.
      И спросим главного обвиняемого:
      - Для чего же ты, боже, подстрекал Каина к братоубийству? Отчего ты не призрел и на дары старшего из братьев? Вырастил он их в поте лица своего, принёс тебе от чистого сердца, надеясь на благословение твоё, или хотя бы на доброе слово. Ты же брезгливым жестом оттолкнул от себя преданного пахаря, и отринул его скромные дары.
      В то же время, от младшего брата благосклонно принял в дар баранье мясо и сало.
      Пусть даже ты и предпочитаешь жирное мясо пресным лепёшкам.
      Но что же мешало тебе радушно принять дары от обоих братьев, ласково благословить их и отпустить восвояси? А потом, ночью, спокойно выбросить обглоданные кости и нетронутые лепёшки в контейнер для отбросов?
      Любой твой раб, даже слабо мыслящий, поступил бы именно так. Ты же, обуян гордыней, пробудил в Каине бешеную ревность, довёл братьев до ссоры, до драки, до братоубийства.
      Господа присяжные заседатели! Обращаю ваше внимание на то, что бедный, неотёсанный Каин действовал в состоянии аффекта, подстрекаемый к убийству неодолимой высшей силой. И если вы хотите осудить Каина, так осудите и его верховного подстрекателя! И его присудите к изгнанию! И на его божественное чело поставьте печать Каинову!

      • Александр
        Александр2 месяца назадОтветить

        Михаил, Вы путаете Бога и Господа, это разные персонажи.
        В первой главе Бог(и) сотворил(и) людей весьма хорошо (по Их образу и подобию), а во второй (Яхве) - Господь создал(а не сотворил) недоделанного-"бесПодобного" человека - раба ( вообще без понятия добра и зла) .
        Не хотел Господь(ин), чтобы он (Адам) много знал и понимал, он нужен был для того чтобы пахать и охранять сад.
        Когда Адаму стало "грустно" от одиночества, только потом Яхве стал создавать и приводить ему "на подбор помощника" - разных животных, но пробы они не прошли, т.к не соответствовали (физиологически).
        Вообщем Господь (Яхве) - врал, стравливал, каялся, топил, гневался, ревновал, поражал, посылал всех убивать, грабить и творить всякий "БесПредел" поэтому и назван Иисусом в Иоанна 8:44 - диаволом.

        • Кузнецов Михаил
          Кузнецов Михаил2 месяца назадОтветить

          Дорогой Александр, гностицизм (в вашем случае, похоже, сирийской ветви) был осужден как ересь и отвергнут Церковью ещё во II-III веках.

      • Кузнецов Михаил
        Кузнецов Михаил2 месяца назадОтветить

        Вообще на Ваш первый вопрос отвечает Быт4:7, где Бог указывает на некий грех Каина, который стал причиной неприятия жертвы. Сама суть этого греха, впрочем, не сообщается читателю, но у разных толкователей тем не менее есть различные взгляды на это. Как бы то ни было, вместо того, чтобы исправить свой грех, Каин совершает грех ещё больший - убийство - что в свою очередь и становится причиной проклятия. Так что никакой загадки здесь нет.

    • Михаил Тимаков
      Михаил Тимаков2 месяца назадОтветить

      «Восстал Каин на Авеля и убил его» (Бытие 4:8), но бог не только никак не наказал Каина, но и взял его под защиту: «всякому, кто убьёт Каина, отомстится всемеро» (4:15) Вопрос: а что значит: всемеро? Убьют его самого и шестерых его близких? На такого убийцу, как библейский бог, похоже...

      • Кузнецов Михаил
        Кузнецов Михаил2 месяца назадОтветить

        11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
        12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

        Глава 4 Бытие

        Это ли не наказание?

    • Серёга
      Серёга2 месяца назадОтветить

      "Незнание законоа не..."А Закон дан ещё в раю был.А зачем убил?Моё мнение : а зачем топливо в матор?

    • Al
      Al3 месяца назадОтветить

      Заветы были от самого сотворения мира и были уже понятны и Еве, и Адаму. Они уже знали, что такое благословение, святость, почему стал свят 7 день, как и зачем управлять животным и растительным миром, зачем плодить детей. Соответственно, они уже знали, кто такой Бог. Знали свои роли: женскую и мужскую. А также человек знал свою роль в отношениях с Богом - быть хранителем Эдема. Это значит, что человек имел полноту понимания, что можно и что нельзя делать в Эдеме и что его роль заключается в служении Богу. Кроме того, человек знал, что такое любовь, верность, ответственность и преданность, иначе Адам не взял бы на себя часть Евиной вины за грех. Понимание сути греха также было очевидно и для Евы, и для Адама. Соответственно, они, как родители, конечно, передали эти заповеди (законы) своим детям, Авелю и Каину. Это понимание законов включало осознание своей смертности. Каин знал, что такое смерть. Исходя из текста, можно сделать заключение, что Каин и Авель были священниками, но служение Каина было недостойным, а служение Авеля, наоборот, богоугодным. Возникла зависть, от которой Бог предостерегает Каина, но тот Бога не услышал, и, как следствие, убивает брата. Это говорит о том, насколько далеко от Бога был Каин в духовном смысле. В заключение надо сказать, что Каин раскаялся, поэтому, конечно, он Богом прощён, потому что впоследствии от рода Каина произошли великие люди.

    • Ася
      Ася3 месяца назадОтветить

      А как же быть с теми младенцами, которые народились незадолго до потопа и не успели ничего переосмыслить и сделать свой выбор по причине того, что ни говорить ни ходить еще не научились? Их-то тогда за что?

    Загрузить больше комментариев
    Загрузить ещё