
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Добрый день!
Интересует вот какое странное явление в нашей Церкви. Я хожу уже 26 лет в храм и с первых своих шагов видел кучу книг и брошюр о том, что рок-музыка от сатаны. Однако ни разу не видел ни одной брошюры о вреде рэпа и шансона. Более того, крайне мало написано статей против АУЕ-культуры, буквально захлестнувшей все соцсети и молодёжь. Получается, против рок-музыки бороться проще, потому что это абстрактно?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас Благословение! Вы знаете, поскольку сам я именно вопросами современной музыки не занимался, мне сложно сравнить те музыкальные явления, которые Вы назвали. Возможно, те, кто написал книги именно про рок, лучше были знакомы с этим явлением, а остальными музыкальными культурами не занимались, поэтому и не писали о них ничего.
Упомянутую Вами литературу тоже нужно рассматривать критически: внутри рок-музыки много направлений, и важно смотреть, скажем, о чем поет тот или иной исполнитель. Если в стиле рока он будет петь о любви, дружбе и прочих христианских ценностях, в этом не будет ничего плохого. Да, часть рок-исполнителей могли заигрывать со стилистикой сатанизма, подходить к этому близко, или описывать в своих песнях явления жизни, далекие от христианства. Думаю, понятно, почему слушать такую музыку вредно, да и неприятно. А если в композиции говорится о хорошем и сделана она качественно, то почему нет?
Так же и рэп может затрагивать разные темы, и другие направления. Вопрос в цели и содержании.
Храни Вас Бог!
АУЕ это вообще раздутая кем-то история. АУЕ-рэп, много ли его, популярен ли он действительно. Вообще современный рэп (мейнстрим-рэп) по преимуществу отвратителен, но я знаю рэп старой школы в лучших андеграундных его образцах, порой мало известных широкой публике (а это и есть настоящий рэп) и это совсем не "телки-бабки-тачки" там текста были со смыслом.
Кто борется с роком? У нас в Питере полно рок-фестивалей, рэп-фестивалей, джаз,фолк,этно,техно-фестивалей, фестивалей классической музыки. И ни одного фестиваля поп-музыки! Борются с попсой!
В сортах как говорится, не разбираюсь)))
Рок року рознь. Бывают очень хорошие группы, чья музыка призывает к миру, добру, любви и свету. Например, Queen и ДДТ.
В роке так много очень светлой и глубокой музыки.Те кто пишут книги о вреде,абсолютные дилетанты,да...много и экстримальных направлений.Но вы возьмити и напишите хотя бы про такие стили как арт рок,прогрессив рок,джаз рок,фьюжн.Эта музыка которая вдохновляет на свет,и на жизнь.А есть так же ещё и христианский рок.
Если уж кто пишет,изучите тему хотя бы вначале,хотя нет,просто так не получится,для этого нужно посвятить данной музыке несколько лет.
Мое мнение 1) да, ответ дан быстрый - потому расплывчатый 2) я очень сомневаюсь, что те, кто писали эти книги, глубоко копали и разбирались - нельзя осуждать рок как жанр целиком. Это как осудить всю поэзию Пушкина из-за Гаврилиады. И, вообще, такие люди делают большее зло церкви, чем даже рокер-сатанист - как пример можно привести схимонаха Сергия (Романова) 3) что в ответе протоиерея Андрея верно, так то, что можно оценивать отдельные песни, исполнителей и поджанры. Вот Битлз - Let be вполне себе миролюбивая песня. Или там Кэнзас - Carry on Wayward Son: просто отличная песня, содержащая отсылку к притче о блудном сыне. Или вот Квин - музыка отличная, голос мощный у Фредди: но он парс. Потому не христианин - и ругать его за отсутствие нашей морали это уже фарисейство. 4) про шансон и АУЕ давно должны выйти книги об их вреде. Причем не конкретно про шансон, а про песни, которые восхваляют воров и убийц. Кто-то возразит - Но ведь можно покаяться. Хорошо, за один случай - но это как: убил-покаялся-своровал-покаялся-убил и т.д.?? Это мир не христианский - если ты в нем постоянно, то ты постоянно нарушаешь заповеди. К тому же я напомню - в православии татуировки под запретом. 5) рэп... Часто он хвалит абсолютно не христианское поведение (гордость за роскошь, похвальба бандитизмом и пр), но он лучше песен, которые пекутся о бандитах, убийцах и ворах.
Не важны направления, там все забалваниют голову. Возьмём популярные рок, реп, попсню, электро и тд. Что там хорошего и где вокал? Где он? А его и не будет! Битлы чушь пели, но эта дешовка продавалась быстро, потому что музыка от проституции. Она легка к потреблению. И вокала никакого нет, один микрофон, пой как можешь так и делают бумажных звёзд. Меркьюри баритонишка был ужасен вживую, но его продвигали, на кассетах был хорош, на записях, а вживую обычный баритон, который еле писклявил фальцетиком. Джексоны, биберы, битлы, меркюри и прочие что ор рекламировали, как оболванивали людей? Но нет вокала и что бы они не пели, они не способны были петь и исполнять. Это индустрия, это болото. Другое дело академический вокал: опера до 1960 годов любого певца возьми, он одарён и оснащён технически, ему и микрофон не нужен! Там и было пение. Потом началось забалванивание, потребление, рынок и в оперу по-немногу стал приходить. Музыка скотилась и сейчас нету хороших певцов, а на экране их не показывают. И не важно что даже поют и как и о чём, это забалвание, неумение петь, это не музыка, а деньги, там нечего слушать! Как пели Вольпи, Джильи, Стефано, Корелли, Монако!
Надеюсь это Вы пишите как свое собственное мнение, ибо похоже Вы оскорбили очень многих талантливых музыкантов с невероятной техникой игры, да и рок - собственно вырос из джаза, музыки рабочего черного населения, так сказать (Музыка от народа для народа) оперная музыка по факту - механическая перепечатка, в которой нет души, нет простора для эксперементов. Вот скажем творчество Мика Гордона, который пропускал белый шум через аналоговый синтезатор ПОЛИВОКС, для создания той музыки, которую "никто никогда прежде не слышал"
Насчёт перечисленных вами Джильи, Корелли и иже с ними соглашусь, ибо сам я академический певец и люблю оперу. Но вот насчёт Меркьюри вы абсолютно неправы: этот человек отдавал всю душу и сердце людям. Такой драйв, такая энергетика! Музыка Queen целительна для души, в ней - мир, радость, свет, добро, в ней нет злобы и агрессии. Да, с чисто вокальной точки зрения его вокал был несовершенен, но это не отменяет всего остального. А бывают и оперные певцы, технически поющие верно, но слушать их скучно и неинтересно.
Дело в том, что эти самые анти-роковые брошюры были написаны в 1960-1980 годах. Когда рок-музыка была широко распространенной и её сопровождало появление субкультур с множеством приверженцев. Сейчас - немузыкальный период, где-то с начала 2010-х, изрядная часть молодежи не интересуется музыкальными стилями. Точнее, не придает им основопологающей роли в своей жизни... Рэп - слишком слаб музыкально, с избыточными текстами(по форме, по содержанию - реже). Шансон предпочитается старшим поколением и занимает уже незначительный сегмент музыки(если в нулевых он звучал в каждой маршрутке, то нынче как-то замолчал). В церкви, в силу естественного консерватизма, продолжают иметь хождение книги и брошюры, изданные ещё в те самые 1980 годы... Просто рок был заметным социальным явлением, а рэп и шансон бытуют в ограниченных сферах.