Почему Бог не уничтожит зло? – Православный журнал «Фома»
Почему Бог не уничтожит  зло?

Почему Бог не уничтожит зло?

Видеоблог Сергея Худиева

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Но если бы существовал всемогущий и благой Бог, Он бы легко устранил все мировое зло...

Обычно логический аргумент против реальности Бога формулируется так:

  1. Существует зло
  2. Если Бог не хочет его устранить, он не благ
  3. Если Бог не может его устранить, Он не всемогущ.
  4. Поскольку теизм постулирует, что Бог как благ, так и всемогущ, Бога (с качествами. которые приписывает Ему теизм) не существует.

Чтобы рассмотреть это возражение, нам понадобится уточнить смысл понятий — что такое зло, благо и всемогущество.

Здесь мы рассмотрим понятие всемогущества.

Священное Писание говорит о всемогуществе и благости Бога. Это составляет резкий контраст с взглядами языческих соседей древних израильтян. Для язычников их боги не были ни всемогущими, ни благими. В вавилонском эпосе «Энума Элиш» сотворению мира предшествует ожесточенная война между двумя коалициями богов, одну из которых возглавляет бог Мардук, другую — чудовищное божество хаоса Тиамат. В результате напряженных боевых действий с применением различного оружия, Мардук и его союзники одолевают, после чего Мардук изготовляет небо и землю из трупа Тиамат, а людей — из глины с примесью крови одного из ее поверженных генералов, Кингу.

Более того, в языческих мифах люди сотворены с прагматичной целью — работать на богов и приносить им жертвы, в которых боги вполне физически нуждаются. Боги язычников не являются «благими» в монотеистическом смысле. У них могут быть фавориты, но нельзя сказать, что они любят людей вообще.

В мире конфликтующих богов, которые и не считаются человеколюбивыми, не возникает вопроса о том, почему он во зле лежит. Боги непредсказуемы и капризны, и конфликтуют между собой — такова уж природа вещей, а вы чего хотели?

В библейском повествовании Бог ни с кем не борется, не ведет переговоров, у Него нет конкурентов или противников. Он просто творит мир, в котором является единственным и безоговорочным Владыкой.

Как Бог говорит Аврааму, «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт.17:1)

Как говорит Спаситель, «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего» (Матф.10:29)

Ряд мыслителей пытались отрицать всемогущество Бога — но это грубо противоречило бы библейскому откровению, как с точки зрения того, что Бог сообщает нам о себе, так и с точки зрения нашего доверия к Богу — мы должны полагаться на способность Бога достигать Его целей. Он в состоянии исполнить Свои обетования. Никто не может ему помешать.

Но сама доктрина всемогущества ведет к противоречиям — например, может ли всемогущий Бог сотворить камень, который сам не сможет поднять?

Правильный ответ на этот вопрос — нет, не может. Потому что выражение «камень, который не может поднять всемогущий», содержит противоречие в определениях и поэтому бессмысленно. Мы с таким же успехом могли бы спросить, «может ли Бог создать круглый квадрат, холодный жар или темный свет». Нет, не может — но не в силу ограниченности Его возможностей, а потому, что перечисленное — это бессмысленные наборы слов. Они не означают что-то, что Бог мог бы или не мог бы создать. Они не означают вообще ничего. Бог не может созидать чего-либо, противоречащего логике — не потому, что Бог подчиняется законам логики, а потому что им подчиняется наш язык. Внутренне противоречивое пожелание — например, создать камень, который не может поднять Всемогущий — не может быть исполнено потому, что на самом деле оно не описывает какого-то реально возможного положения дел. Если я скажу вам «поверните налево и одновременно направо» вы не сможете выполнить моего пожелания не потому, что вы не можете ходить, а потому, что такое пожелание, с точки зрения языка, лишено смысла.

Поэтому доктрина всемогущества и не означает, что Бог может творить какие-то внутренне противоречивые вещи.

Но если Бог всемогущ, и желает Своим созданиям блага, почему же Он допускает грех и зло?

Потому что было бы логически невозможно — как с круглым квадратом — создать свободных существ, которые в принципе не могли бы совершить неправильный выбор.

Подлинная любовь, добродетель, творчество — все то, что делает нас людьми, все то, что делает для нас возможным жизнь вечную и блаженную, предполагает свободную волю.

Нашу способность самими быть авторами своих решений.

Если у вас есть подлинная свобода, это означает, что вы сами решаете, как поступать. И это означает, что вы вполне можете поступать чрезвычайно глупо.

Если вы придете в ресторан и вам скажут «у нас есть широчайший выбор блюд! Но, если вы попробуете заказать что-то, кроме манной каши, мы вам откажем, потому что это нездоровые блюда, а мы о вас заботимся», вы, вероятно, сочтете это неудачной шуткой — если в реальности доступна только манная каша, бессмысленно говорить о «широчайшем выборе».

Если вам скажут «вы вольны идти куда вам будет угодно, но как только вы выберете путь, который мы не одобряем, мы схватим вас шиворот и вернем на правильный путь» — вы решите, что над вами издеваются.

Поэтому если Бог наделяет нас подлинным, реальным выбором, это означает, что во-первых, этот выбор делаем мы сами, во-вторых, у него есть реальные последствия. Плохие последствия, если этот выбор — неправильный.

Но разве Бог не может предотвратить эти последствия?

В некоторой степени, но не полностью.

Благодать Божия, Его промысл, несомненно, сильно смягчают последствия наших грехов — иначе человечество давно бы истребило себя.

Но всегда и полностью устранять последствия наших неправильных решений — значило бы уничтожить наш выбор как таковой. Если пьяница случайно разбивает бутылку водки по дороге домой — это, несомненно, милость и благодать Божия, хотя он едва ли будет этим доволен. Но если бутылка будет чудесным образом разбиваться всякий раз, когда он будет пытаться вынести ее из магазина, это будет означать, что у него просто нет свободы принимать решения относительно своей жизни. Он не сможет убивать себя спиртным — но он не сможет и проявить добродетель, свободно отказавшись от спиртного.

То есть Бог может творить не все?

Все. Но некоторые действия Бога привели бы к разрушению Творения — а Он этого не хочет именно потому, что он Свое творение любит. Бог мог бы — по своему всемогуществу — лишить нас свободной воли. Но это были бы уже не мы, и такое действие было бы противно Его благости и верности, и Он никогда так не поступит.

Художник, например, обладает всемогуществом в пространстве картины — но, чтобы у него вышла осмысленная картина, а не просто нагромождение пятен, он должен исходить из внутренней логики своего творения. Он не может пририсовать придворной даме собачий нос, или Афродите — волчьи клыки. По крайне мере, если он любит свое творение — и свою аудиторию.

Писатель также обладает всемогуществом в пространстве романа — весь роман до последней буквы существует только благодаря ему. Но если он создает именно роман (а не бессмысленное нагромождение букв) то он должен следовать внутренней логике своего творения. Иногда писатели в шутку жалуются, что их персонажи, в ходе написания романа, обретают самостоятельную жизнь и проявляют своеволие. Конечно, это шутка, но если вы создали персонажа — и его окружение — вы не можете заставить его делать что-то противное его характеру.

Мы могли бы сказать, что, скажем, Джон Толкин мог бы не заставлять хоббитов с великим утомлением и опасностями тащить кольцо всевластья к Ородруину. Он мог бы ввести в свой роман эскадрилью королевских ВВС, которые бы порубили назгулов из пулеметов (как показывает опыт, черная магия бессильна против крупного калибра), и с большим удобством отвезли бы хоббитов, чтобы они бросили кольцо в жерло вулкана с бреющего полета.

Но это совершенно разрушило бы великий роман, превратив его в жалкую пародию, и это разрушило бы характеры персонажей. Аналогично, далеко не всегда божественное вмешательство — даже логически возможное — было бы возможно с точки зрения внутренней целостности творения.

Божие всемогущество, таким образом, не означает, что Бог творит все, что угодно — Он творит то, что сообразно внутренней логике творения и свободе ангелов и людей.

Фото www.flickr.com/Daniela Munoz-Santos

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (23 голосов, средняя: 4,43 из 5)
Загрузка...
22 августа 2017
Поделиться:

  • Юджин
    Юджин2 года назадОтветить

    Какую же ересь я тут прочитал...

  • Руслан
    Руслан2 года назадОтветить

    Все люди должны знать о том, что согрешили "в Адаме". Сатана "делит" людей от Адама и Евы до всех нас. Все ели плод добра и зла, так как все люди по всей планете "чувствовали" себя одним Адамом и одной Евой ещё в райском Эдеме, все распяли Иисуса Христа на кресте, так как Иисус умирал за грехи всех людей, главное - просить у Бога прощения за все свои грехи, тогда очень скоро придёт на землю Бог, восстановит рай на всей Земле и больше никогда не будет зла. Люди перерождаются к осуждению и живут на Земле, или попадают в рай на небеса. А сатана, который стал править вселенной после грехопадения Адамы и Евы, скоро закончит правление навсегда. Править будет Иегова Бог со своим безгрешным сыном - Иисусом Христом. Это должны знать абсолютно все! Рассказывайте друг другу, чтобы вся планета Земля это знала!

  • Сергей
    Сергей2 года назадОтветить

    И все-таки не все так просто, как объясняется в статье. Вряд ли утешит богословский трактат душу, страдающую от насилия зла или от какой-нибудь болезни. Здесь нужен другой ответ. Именно ответ, а не объяснение. Остаются вопросы: почему Бог не хочет положить предел вредному влиянию зла одних людей на других? Почему злые люди как правило успешны и здоровы, а добрые чаще всего бедны и подвержены всяким болезням? Почему существуют катаклизмы или катастрофы, которые уносят жизни невинных людей? Почему страдают дети? И много других. И ответы не так просты, как богословски выверенная формула. Причины, почему Бог попускает то или другое неотделимы от Самого Бога, а Бог Непостижим. Нужно просто веровать в то, что Он Благ и что все делает по Своей высочайшей Праведности и благости. Наиболее вразумительный ответ на причину зла содержится кажется в православном Катехизисе, составленном иереем Олегом Давыденковым. Там даются ответы на вопросы о существовании зла.

  • Дарья
    Дарья2 года назадОтветить

    спасибо!

  • samkoma
    samkoma4 года назадОтветить

    Cловоблудие. Нет верующих есть доказывающие себе, что они верят.

  • Игумен Гурий (Покровский)
    Игумен Гурий (Покровский)4 года назадОтветить

    Землетрясения, тоже плод человека падшего:" Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою" (Быт. 3:17)... А во Христе так будет: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13, )

  • Дмитрий
    Дмитрий4 года назадОтветить

    Далеко не все зло можно хоть как-то привязать к свободе воли. Например, землятресения очевидно не зависят ни от чьей воли вообще, но приносят множество страданий людям. Бог мог бы не создавать землетрясений, но почему-то создал и уничтожать не собирается.

    А на аргумент со свободой воли есть хороший контрпример. Обладал ли Иисус свободой воли? Очевидно, да. Творил ли он зло? Никогда, не мог даже в принципе. Следовательно, Богу возможно было создать существо, которое свободно, но никогда не грешит. То есть никакого логического противоречия тут нет, и Бог вполне мог создать человечество из одних Иисусов, в котором были бы сплошные "любовь, добродетель, творчество" и ни тени греха. (То, что Иисус есть Бог, совершенно неважно. Нигде нет требования, чтобы человек не был Богом. С какой стати?)

    Однако Бог решил не делать этого почему-то. Вместо того он создал существо с тьмой врожденных мерзких инстинктов - ну в точности как если бы это существо произошло от обезьяны! - которые так часто толкают его на грех. Как будто Богу доставляет специальное удовольствие наблюдать, как мы с этими инстинктами боремся и не всегда побеждаем.

    Говорите, это не инстинкты, а первородный грех? То есть последствия свободного выбора не моего, а моих предков? Простите, но при чем тут тогда свобода воли? Почему я наказан еще до рождения за чужой выбор? Даже если это так, всемогущий Бог вполне мог бы избавить нас от этого бремени без всякого ущерба для нашей свободы, но почему-то не делает этого. Когда мы знаем, что у ребенка врожденная болезнь, мы его лечим, а не рассуждаем о свободе воли и "внутренней логике творения".

  • Василий
    Василий4 года назадОтветить

    Грех - школа любви. При нападении греха мы обращаемся к Богу. Тут важно не то, что так мы избавляемся от греха, а то, что мы приобретаем навык обращения к Богу. Только укоренённым в этом навыке, имеющим иммунитет к автономной праведности, может быть даровано избавление от греха как аттестат зрелости в любви, .

  • Игумен Гурий (Покровский)
    Игумен Гурий (Покровский)4 года назадОтветить

    Татьяна, я же сказал: » Облекитесь в Него (во Христа) и вы не увидите зла…» Так что спасение теперь очень просто… ОБЛЕКИТЕСЬ и Вы заговорите совсем по другому… Так, как Вы это делаете в храме на Таинстве исповеди, пред Крестом и евангелием… Когда просите милости Божией за дела своей жизни. Поверьте, именно такие мы желанны Богу для Вечной Жизни (именно без злобы, которой нет во Христе). Аминь.

  • Андрей
    Андрей4 года назадОтветить

    В последнее время очень забавляют нападки на свщенников, с перечислением иномарок, домов и т.п. Есть стойкое ощущение, что нападающие, таким образом оправдывают на людях свое нежелание верить в Бога. Вот смотрите, мол, какой он, поэтому я в Бога не верю. Лично, попросил батюшку в местной Церкви отпеть родителей - так он и отвез меня на кладбище, и панихиду справил, и ещё женщине посторонней помог; она увидела батюшку на кладбище и тоже попросила отпеть своего сына. И что? Хочется сказать таким хулителям - какой мерой меряете, такой и вам отмерят, как вы поносите - так и вас поносить будут. И не заламывайте руки - за что это нам? Потому и поносят везде Россию, что слишком у нас много хулителей развелось, "умных и начитанных".

Загрузить больше комментариев