В редакцию пришел вопрос:

Здравствуйте. Меня давно не отпускает одна мысль. Если дьявол является воплощением, источником и носителем зла, то почему Бог, всеблагой, всемогущий и всеведущий, его просто не уничтожит? Звучит грубовато, но действительно, тогда все было бы проще. Не стало бы главного зачинщика, исчезли бы искушения, прекратились бы страдания. Мир бы выдохнул. Люди жили бы спокойнее.

Не понимаю, что мешает Богу раз и навсегда решить эту проблему. Если Он всесилен, то разве не может в одно мгновение убрать того, кто испокон веков борется с Ним и работает против добра? А если может, то почему не делает? Что за необходимость в том, чтобы в нашем мире бродило могущественное существо, задача которого вредить людям?

Я пытаюсь примириться с мыслью, что есть какой-то глубокий замысел, который я просто не вижу. Но если честно, душевно это мало помогает. Жизнь сложная, люди разочаровываются, а зло постоянно получает подпитку. И я не могу перестать спрашивать себя, почему Бог допускает существование того, кто по сути является модератором зла.

Может, я что-то упускаю. Хотелось бы услышать объяснение, которое удержало бы душу от отчаяния и помогло бы хоть немного прояснить ситуацию.

Отвечаем:

Священник Евгений МУРЗИН

редактор направления «Вера»

Чтобы ответить на вопрос «почему Бог не уничтожит дьявола?», сперва посмотрим, что понимается под злом в христианстве и какое место в этом понимании зла занимает дьявол. В классической святоотеческой мысли зло не имеет самостоятельной сущности. Оно не субстанция, обладающая теми или иными позитивными характеристиками, а отсутствие блага. Бог не творил зло, оно появилось как искажение добра, которое, помимо других характеристик, включает в себя свободу всех сотворенных Богом существ. В этой связи возникает вопрос: можно ли уничтожить что-то, если оно не существует как нечто положительное, если оно является лишь следствием существования того, что выступает его противоположностью? Очевидно, нет.

Хорошо, зло уничтожить невозможно. Но почему бы тогда не уничтожить дьявола, который, как справедливо пишет читатель, служит главным носителем зла в мире?

Тут все не так просто, как кажется на первый взгляд. Кто вообще такой дьявол, откуда он взялся? Если коротко, то дьявол — это антипод ангела, ставший таковым вследствие неправильного выбора, сделанного свободно, однажды и навсегда. Ангелов — духовных, разумных и свободных существ — Бог создал еще до творения материального мира и появления человека. Один из них, самый выдающийся, по имени Денница, или, как его еще называют, Люцифер, вместо служения Богу восстал против Него, поставив собственную волю и амбиции выше воли Божьей.

Так из высшего ангельского существа он стал дьяволом. Падение Денницы — результат его свободного выбора. Не ошибка в замысле Творца, а следствие злоупотребления свободой, которая сама по себе является безусловным благом. Дьявол не равный Богу противник, а творение, утратившее свое место в иерархии бытия. Дьявол не может быть «уничтожен» в смысле аннигиляции. Бог не может отнять жизнь, потому что Он Сам является источником всякой жизни.

Но если Бог источник всякого бытия и жизни, то как может существовать нечто, радикально Ему противостоящее, и при этом не быть хотя бы в каком-то смысле причастным к Нему?

Вопрос справедливый. И да — как любое творение дьявол имеет в Боге начало своего бытия и в силу этого действительно причастен Ему. Но тут важно уточнить, что это не благодатная причастность (то есть не участие в Божественном бытии), а скорее онтологическая зависимость. Дьявол существует благодаря Богу, но при этом вопреки Богу. Или иначе: Бог — причина того, что дьявол есть, но не причина того, каков он есть. Как писал выдающийся православный богослов, святитель Григорий Палама, всё сотворенное существует в Боге и через Его энергии. И падшие духи не являются исключением. Они тоже существуют через эту энергию, которая дает им бытие, но не сообщает им благости. Так солнце освещает все видимое пространство и даже в мусорной куче его свет остается светом, хотя пронизывает собой довольно неприглядные вещи.

Дьявол живет от Бога, но не в Боге. В этом и состоит драма сатаны и его приспешников — существовать в отрыве от своего изначального смысла и предназначения. Его бытие — это непрестанное самопротиворечие: жить за счет Того, Кого он ненавидит. Его существование — постоянное доказательство благости Божией, которой он не может вынести. Утративший свою изначальную нацеленность на добро, дьявол не способен воспринять эту благость, для него она превращается в муку. Свет, который освещает ангелов, для бесов, по выражению апостола Павла, огнь поядающий (Евр 12:29). Эта двойственность восприятия возникает не потому, что Бог изменился по отношению к бесам, а потому что изменилось отношение бесов, некогда бывших ангелами, к Нему.

В качестве примера можно привести евангельские «свидетельства» бесов, которых Иисус Христос изгонял из одержимых ими людей. Они исповедовали Его Сыном Божьим и признавались, что испытывают в Его присутствии нестерпимые муки. Вот один из таких эпизодов: …Когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф 8:28–29). Этот парадокс может быть сформулирован следующим образом: дьявол не только не может быть независимым от Бога, но самой своей ненавистью ко всему доброму свидетельствует о Его существовании и присутствии в мире.

А почему бы Богу, если Он наперед знал (Он же всеведущ!), что высший Ангел сделает неправильный выбор, не сотворить его изначально без этой опции?

На этот вопрос еще во втором веке ответил известный христианский апологет святитель Ириней Лионский. Он, впрочем, пошел даже дальше, расширив этот вопрос и включив в него тезис о свободе человека: почему Бог допустил возможность зла и грехопадения, не создав ангелов и людей сразу неспособными согрешить. Дело в том, что Бог сотворил всех разумных существ свободными — с волей и способностью различать, выбирать и ошибаться. Если бы Бог изначально сделал их такими, что они не могли отклониться от добра, они были бы не личностями, а механизмами, болванчиками, которые действуют не по внутреннему побуждению, а по необходимости.

В этом случае добро не было бы ни приятным, ни осознанно ценным. Оно было бы чем-то, что насаждено само собой, не требовало бы подвига, мотивации, личного усилия, внутренней победы над собой. Но ведь по-настоящему ценно только то, что добыто трудом: мы любим свет, потому что знаем, что такое тьма, ценим здоровье, потому что испытали болезнь, стремимся к Царству Небесному, потому что видим несовершенство земного.

Таким образом, свобода, которой Бог наделил все разумные существа, — это не ошибка творения, а его величайшее достоинство. Богу не нужны автоматы, которые по своей природе делают добро. Он создал тех, кто способен осознанно выбрать Его любовь. И чем труднее этот выбор, чем интенсивнее борьба со злом, тем выше и желаннее конечная цель. Именно поэтому Бог допустил возможность падения: чтобы добро стало бы добром по свободному волеизъявлению, а не по необходимости, чтобы человек, созданный по образу Божию, вследствие своей жизни достиг Божьего подобия — не потому, что он так запрограммирован, а по свободному стремлению к Творцу. Как выразил это блаженный Августин: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе».

Принципиально это понять можно. Бог не может уничтожить свое творение, которому Он дал начало, ведь Он — источник бытия как безусловного блага. Однако допустим, просто мысленно представим, что дьявол уничтожен, — разве жизнь после этого не станет лучше? Разве людям не будет легче?

Давайте представим. Но разве в этом случае что-то принципиально изменится? Разве зло, которое, как мы помним, существует как искажение стремления к добру и благу, исчезнет? Безусловно, дьявол — максимально злое существо, квинтэссенция зла, которое он воспроизводит беспрестанно, без перерыва на сон и еду. Но зло не ограничивается дьяволом. Его образ олицетворяет возможность активного отрицания добра в каждом человеке, который в течение своей жизни постоянно балансирует между добром и злом. Уничтожение дьявола без уничтожения внутреннего зла в человеке невозможно, они связаны.

В свою очередь это внутреннее зло может быть уничтожено либо Богом вместе с человеком как субъектом, благодаря которому зло возникает, либо самим человеком (но с одной важнейшей оговоркой, о которой скоро скажем) вследствие свободного разворота к добру и движения навстречу Богу. Первое, как уже отмечалось выше, невозможно, поскольку Бог по Своей природе — Творец, Податель жизни и Созидатель, а не разрушитель. Бог не уничтожает грешника, как не уничтожает и дьявола, потому что милосердие и справедливость в Нем соединены. Он допускает действие зла до определенного времени, чтобы зло исчерпало себя само. Конец зла может произойти только через его внутреннее обессиливание в человеке, который деятельно трудится над этим.

Хорошая новость состоит в том, что способность побеждать зло в себе и вокруг себя у человека есть. Вначале она была дана ему при его создании, а потом, после того как он не смог ее реализовать, вследствие грехопадения отпал от Бога и практически ее лишился, восстановлена через Иисуса Христа — истинного Бога и совершенного Человека. Своей жизнью, смертью и воскресением Он явил полную победу над злом и дьяволом. После этого дьявол более не имеет той власти над человеком, которая была у него после грехопадения. Да, он искушает и непрестанно пытается воздействовать на людей, но не имеет силы навязать им свою волю. Природа человека исцелена во Христе, зло потенциально уничтожено, дьявол повержен. Нам нужно просто воспользоваться плодами того спасения, которое совершил за нас Сам Бог.

Но подождите, что значит, что зло потенциально уничтожено? И как это дьявол повержен, если ранее говорилось, что Бог не собирался и не будет его убивать?

Чтобы лучше понять это, можно использовать аналогию, пусть и довольно условную, с победой над той или иной болезнью. Еще каких-нибудь сто лет назад многие болезни, с которыми современная медицина легко справляется, считались смертельными. Однако сегодня, с появлением новых лекарств и технологий они уже не представляют для населения Земли смертельной угрозы. Но когда мы говорим, что какая-то болезнь не несет в себе серьезной опасности, мы не имеем в виду, что она окончательно уничтожена на нашей планете. Обычно речь идет о другом: у человечества есть лекарство и способы для ее лечения. То есть болезнь может вполне себе жить среди нас, но де-факто она уже побеждена. Так и зло, и конкретно дьявол уже побеждены Иисусом Христом. Человеку, жаждущему исцеления, нужно только стать причастным к Тому, Кто одновременно является и лекарем, и лекарством. Эта возможность творения стать причастным Творцу также была открыта Христом, который однажды и навсегда соединился с нашей больной и зараженной последствиями злого выбора Адама человеческой природой, чтобы полностью ее исцелить.

А теперь мы сделаем оговорку, которую ранее обещали, касающуюся возможности человека самому победить зло. После грехопадения человеку самому не под силу в одиночку бороться со злом. Если до совершения своего первого выбора в пользу греха он был целостен и всем своим существом устремлен к Богу, в котором видел единственное и всеобъемлющее благо, то после грехопадения он стал слишком раздроблен, чтобы сделать выбор, который требует воедино собранной воли, действия всей личности целиком. Это как пытаться развалившимся на части молотком забить гвоздь. Поэтому ради достижения победы над злом необходимо стремление вновь обрести эту целостность. Но одно только стремление не решило бы проблему, если бы в ответ на него Бог не пришел бы нам на помощь. То есть, используя ранее приведенный пример, не собрал бы сломанный молоток и не дал бы сил, чтобы нанести решающий удар по злу. Об этом и идет речь, когда Церковь говорит, что человек не может спасти себя сам, даже если очень старается. В ответ на его стремление Господь приходит на помощь и не оставляет Свое творение в бедственном положении. В Церкви это действие Бога в человеке, собирающее его из осколков в цельную личность и дающее силу взять высоту, казавшуюся непреодолимой, называется словом благодать.

Так что человек, который делает выбор в пользу Бога, и начинает работать над собой, и в силу этого, как мы выяснили, способствует уменьшению зла, не одинок в своих усилиях. Если мы действительно проявляем твердость в нашем выборе, стараемся исполнять заповеди, всем сердцем стремимся к Богу, то в какой-то момент Он обязательно приходит нам на помощь, поддерживает и даже Своей благодатью начинает Сам действовать через нас. Примером могут служить святые люди, один вид которых, по рассказам тех, кто имел счастье с ними общаться, лучше всяких других аргументов свидетельствовал о существовании высшей, Божественной реальности. Такими были Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, а из близких к нам по времени — Паисий Святогорец, Силуан Афонский и другие.

***

Итак, проблема зла не в дьяволе. Его уничтожение — даже если представить, что оно произошло, — не привело бы к исчезновению зла в мире. Чтобы уничтожить зло, Богу пришлось бы отнять у нас свободу — величайший и при этом очень ответственный и опасный дар. Он побеждает зло иначе — не разрушением, а любовью к нам, на которую мы призваны ответить нашей любовью. В этом взаимном движении друг к другу, в этом соработничестве, или, на богословском языке, синергии, и происходит победа над злом здесь и сейчас. Эта победа возможна, она уже свершилась во Христе, и каждый из нас после этого может сделать ее содержанием собственной жизни.

Читайте также:

Возлюби Господа Бога твоего… и бойся Его?

0
4
Сохранить
Поделиться: