Почему апостол Павел в своих посланиях обращается и к рабам, и к рабовладельцам, но не осуждает рабство как аморальное явление? – Православный журнал «Фома»
Почему апостол Павел в своих посланиях обращается и к рабам, и к рабовладельцам, но не осуждает рабство как аморальное я...

Почему апостол Павел в своих посланиях обращается и к рабам, и к рабовладельцам, но не осуждает рабство как аморальное явление?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Социально-экономическая эксплуатация, то есть ситуация, когда одни люди используют других для личного обогащения или удовлетворения своих потребностей, не ограничивается периодом рабовладения, но проходит через всю мировую историю. Существует она и в наши дни. Даже в социалистических обществах, чей базовый принцип «от каждого по способностям, каждому по труду» он остается недостижимой целью. Поэтому не только рабовладельческий строй, но и другие общественно-экономические формации далеки от нравственного идеала.

Безусловно, отношение к рабам в классическом античном обществе не было гуманным. С началом римских завоеваний, когда невольничьи рынки переполнились живым товаром, ценность рабов девальвировалась и к ним стали относиться как просто к одушевленным предметам. Их эксплуатация усиливается, а положение ухудшается. Показательна в этом смысле рекомендация известного римского государственного деятеля Катона Старшего. В трактате «О земледелии» он советует избавляться от старых и больных рабов, чтобы не кормить их даром. Не менее цинично рассуждал писатель I в. до н. э. Марк Теренций Варрон, который сравнивал рабов с домашним скотом и вещами и говорил, что средства, которыми возделывают поля, делятся на «орудия говорящие, орудия полуговорящие и орудия немые. К говорящим относятся рабы, к полуговорящим — волы, к немым — телеги».

Рабовладельческий строй аморален? — Да. Но разве в современной капиталистической модели, где все направлено исключительно на получение прибыли, к наемным работникам относятся с большей любовью и почтительностью? — Нет. По большому счету и здесь человек рассматривается исключительно с точки зрения его экономической пользы.

Евангельская весть, которую принес на землю Иисус Христос, и которая получила свое дальнейшее раскрытие в апостольских посланиях, составивших впоследствии корпус книг Нового Завета, говорит вовсе не о социальной справедливости. Она вообще о другом. Ее суть прекрасно выражена в призыве Иоанна Крестителя, который потом звучит и в словах Иисуса Христа: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2, 4:17). Новозаветное благовестие направлено на то, чтобы изменить ум и сердце человека, ведь покаяние (греч. метанойя — изменение ума) в своем первоначальном экзистенциальном смысле — это глубокое и кардинальное изменение в жизни человека, которое поворачивает его к Богу, вводит его в пространство Царства Небесного.

Для этого изменения совсем не важны профессия, социальный статус, пол, национальность и уровень образования. Важно только одно — вера в Бога и желание жить по этой вере. Апостол Павел замечательно выразил эту мысль: все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3:26-28). Он же, размышляя о том, как должен вести себя раб, ставший христианином, пишет: рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся (1 Кор. 7:21). Под «лучшим» апостол имеет в виду духовную пользу и предоставляет человеку самому решать, какое состояние — рабство или свобода — лучше для его спасения.

«Рабство в древнем мире было широко распространено. Св. Павел не перестраивал гражданский быт, а изменял людские нравы, — пишет святитель Феофан Затворник в своем толковании к Посланию апостола Павла к Ефесянам. — И потому он берет гражданские порядки, как они есть, и влагает в них новый дух жизни. Внешнее он оставляет, как оно установилось, а обращается к внутреннему, и ему дает новый строй. Преобразование внешнего шло изнутри, как следствие свободного развития духовной жизни. Переделай внутреннее, и внешнее, если оно нелепо, само собою отпадет».

Социальная справедливость как в эпоху апостола Павла, так и в наше время становится естественным следствием духовного преображения человека. Среди рабовладельцев, принявших в христианство, были случаи, когда господа давали своим рабам вольную или начинали заботиться о них как о членах семьи. Полное равенство, основанное на любви, царило в раннехристианских общинах, где имущество было общее, все жили как одна большая семья, а язычники, как описывал это апологет II-го века Тертуллиан, глядя на христиан, говорили: «Посмотрите, как они любят друг друга». Изменив себя, христиане привносили изменения и в окружавший их мир, делая его лучше и добрее. В конечном итоге, те представления о достоинстве человека, которые были заложены в новозаветном откровении, послужили преодолению рабства как социального явления.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (39 голосов, средняя: 4,74 из 5)
Загрузка...
20 сентября 2021
Поделиться:

  • Сергей
    Сергей1 месяц назадОтветить

    Мне кажется, это оправдание рабовладельческих отношений могло быть добавлено кем-то, кому это было выгодно, уже позже. Ну не укладывается у меня в голове, что мог такое Апостол говорить!

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

      "Не осуждение" не равно "оправдание".

  • Виталий Каплан
    Виталий Каплан1 месяц назадОтветить

    На эту тему я полтора года назад написал большую статью. Кому интересно - вот: https://vk.com/@23585425-raby-bozhii-i-chelovecheskie-popytka-razobratsya

    • Денис
      Денис1 месяц назадОтветить

      Прочитал с интересом, хорошо пишите. Думаю в будущем, если у человечества будет будущее на Земле, капитализм будет осуждён потомками подобно рабовладельческому строю: экологическая катастрофа, мир на грани ядерной войны, вымирание коренного населения в развитых капиталистических странах...

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

    А никто и не говорит, что Вы называли какой-то из строев идеальным. Ну и если сравнивать цитаты, сказанные в разных контекстах и обращенные к разным людям, при это считая, что и объект и адресат этих цитат в буквальном смысле один и тот же, тогда многое может показаться странным. Вообще, после этого Вашего комментария как-то совершенно неясна стала суть первоначального замечания. Сперва Вам показалось, что кто-то не видит разницы между наемными работниками и рабами, теперь Вы указываете на то, что якобы Писание оправдывает рабство. Можете развернуто и недвусмысленно написать, что конкретно Вам не нравится, исходя из материала, под которым мы пишем сейчас эти комментарии?

  • Дмитрий
    Дмитрий1 месяц назадОтветить

    "Никто не оправдывает рабство, напротив, в тексте оно порицается."
    Вами, да, но не Петром, Иисусом или Моисеем.
    " рабство - это ужас-ужас не служит поводом к идеализации других социально-экономических моделей"
    Я нигде и не называл никакой строй идеальным.

    "Но всегда ли соблюдается то, что написано на бумаге?"
    Конечно, нет. Но это относится и к посланиям Павла. Будто все сейчас почитают отца и мать, царя, а отцы перестали раздражать детей.
    Ничто не мешало в послании Ефесянам 6 вместо "Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу" написать "рабы бегите от своих господ, никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть"
    А вместо "поступайте с ними так же, умеряя строгость" написать "отпускайте своих рабов".

  • Денис
    Денис1 месяц назадОтветить

    Кузнецов Михаил, я редко с вами согласен, но тут соглашусь. Умный рабовладелец лучше заботится о своих рабах, чем умный капиталист. Ибо для первого рыбы собственность, а для второго всего лишь наёмники. Так рабовладелец заинтересован в том, чтобы получить хороший приплод от хороших рабов. Капиталистам же, что до вымирания наёмных работников? Вряд ли случайно все до единого славянские народы вымирают последние тридцать лет после отказа от социализма...

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

    Мне повезло иметь возможность разговаривать с автором напрямую. И как оказалось, мы все тут в некоторой степени неправы. Я прислал ему комментарии, и вот, что он пишет:

    "Очень странно, что читатель проигнорировал остальное содержание статьи и зацепился за одну лишь фразу. Речь о том, что ни один социально-экономический строй не является безупречным. Везде существует неравенство, везде имеет место эксплуатация. Никто не оправдывает рабство, напротив, в тексте оно порицается. Но тот факт, что рабство - это ужас-ужас не служит поводом к идеализации других социально-экономических моделей, в том числе капиталистической. Безусловно, трудовой кодекс РФ - гуманнейший и справедливейший документ. То же можно сказать и о трудовых кодексах других развитых стран. Но всегда ли соблюдается то, что написано на бумаге? Вы никогда не слышали о бесправии наемных рабочих в сфере ЖКХ? Не знакомы с людьми, которые дорожат своим рабочим местом и вынуждены поэтому терпеть прессинг работодателя? Не знаете, что такое харассмент на рабочем месте? Если нет, вы обитаете в прекрасном, но далеком от реальности мире. Увы, реальность такова, что иной раб в древнем Риме находился в более сносных условиях, чем современный гастарбайтер, вынужденный порой работать за еду. В какое бы время мы не жили, важно не то, какой строй на дворе, а духовно-нравственное состояние человека. Об этом пишет апостол Павел. И текст тоже об этом."

    Собственно, вот и всё. Для меня этот вопрос закрыт.

  • Наталья
    Наталья1 месяц назадОтветить

    Вы не правы. Автор статьи прямо написал, что сегодня в капиталистическом обществе к наемным работникам относятся так же, как раньше к рабам. Лично я, как и Дмитрий, не согласна с таким мнением. А вы, видимо, согласны.

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

    Но ведь здесь никто не сравнивает юридическую сторону взаимоотношений работник-работодатель. Очевидно, что речь идет о том, что как в прошлом работника выбирали исходя из его компетенций, необходимых для выполнения какой-то работы, так (в нормальной ситуации) и сейчас. И в то и в наше время (повторюсь, в нормальной ситуации) при приеме на работу рассматривается Ваша профпригодность, а не то, насколько Вы хороший и душевный человек. Если впоследствии лично у Вас сложатся хорошие отношения в коллективе - это замечательно, но в первую очередь с экономической точки зрения Вы ценны как специалист, а не как душа компании. Странно, что Вы увидели тут нечто иное.

Загрузить больше комментариев