Чем занимается сейчас библейская археология? Что интересного раскопали археологи в последние несколько лет? И какое отношение имеют их открытия к Библии? Об этом — в материале кандидата богословия Сергея Васильевича Ковача, преподавателя Киевской духовной академии.
1. Найден тайный христианский храм в Лаодикии
Древний город Лаодикия, располагавшийся на территории современной Турции, упоминается апостолом Павлом в его Послании к Колоссянам (Кол 2:1, 4:16), а также в Апокалипсисе Иоанна Богослова (Откр 3:14). Однако до относительно недавнего времени не существовало никаких археологических подтверждений того, что во времена апостольской проповеди (то есть в первые годы и десятилетия после Вознесения Иисуса Христа, 30-80-е годы I века по Р. Х.) там действительно могла быть христианская Церковь. Во время раскопок, проводившихся с 2003 года под руководством турецкого археолога профессора Джелала Шимшека, среди руин большого дома был обнаружен тайный храм середины I века, использовавшийся, предположительно, первыми христианами.
Стоит сказать, что ранее профессор Шимшек уже находил в Лаодикии христианский храм, но построен тот был не ранее времен императора Константина Великого (первая половина IV века), положившего конец преследованию христиан в Римской империи. А храм, обнаруженный теперь, находился в большом частном двадцатикомнатном доме, располагавшемся рядом с лаодикийским театром и принадлежавшем состоятельным людям. По сути, он представлял собой импровизированную молельную комнату, которая располагалась в восточном зале дома, изначально отведенном для женщин (для мужчин предназначался западный зал) и, видимо, использовалась в качестве храма тайно. Хотя массовые гонения на христиан в то время еще не начались, но их уже преследовали иудеи (а их общины имелись и в Лаодикии), а случалось, и язычники.
Тот факт, что храм был переоборудованной жилой комнатой, накладывал отпечаток и на его планировку: он был ориентирован на север, а не на восток.
Помимо этого Джелал Шимшек обнаружил в Лаодикии фрагмент античной колонны с изображением иудейской меноры (семисвечника) позднеримского периода и с христианским крестом, который был изображен на колонне уже позже, в ранневизантийский период. Это дало исследователям право предположить, что Лаодикийская христианская Церковь первоначально зародилась в стенах иудейской синагоги. Таким образом, события, описываемые в Библии (в частности, многочисленные проповеди апостола Павла в синагогах малоазийских городов), в очередной раз получили серьезное археологическое обоснование.
2. Расшифровано самое раннее из известных упоминаний о евреях
Моав неоднократно упоминается в Библии как недружественное евреям государство, расположенное на территории современной Иордании. Его историчность ни у кого не вызывает сомнения с XIX века, а именно — с тех пор как была обнаружена широко известная теперь специалистам стела моавитского царя Меша (IX в. до Р. Х.). Моавитяне разговаривали практически на том же языке, что и древние евреи, а моавитские надписи, к сожалению, встречаются археологам чрезвычайно редко. Однако всякий раз, когда исследователям всё же удается их обнаружить, моавитские тексты заставляют по-особому взглянуть на текст Библии.
Не стала исключением и недавняя расшифровка обнаруженной еще в 2010 году надписи на моавитском алтаре из поселка Хирбат-Атаруз в Иордании (IX–VIII вв. до Р. Х.). В числе прочего надпись повествует о 64 шекелях (около 1 килограмма) бронзы, отобранных моавитянами у евреев (ibrin) при завоевании города Атарот (Атаруз). Слово ibrin, имевшее у мовитян пренебрежительный оттенок, можно считать древнейшим из известных на данный момент внебиблейских упоминаний о евреях вообще. В таком же значении слово «евреи» употребляет в Библии филистимлянин Голиаф (1 Цар 17:8) почти за триста лет до атарузской надписи.
В контексте библейской истории данная моавитская надпись примечательна тем, что позволяет проследить широкий диапазон значений, в которых использовалось слово «евреи» в разные времена, — от пренебрежительного прозвища до собственно этнонима (наименования этнической группы), который евреи со временем начали прилагать сами к себе. Если моавитяне называли иудеев «евреями» из неприязни, то современник атарузской надписи, библейский пророк Иона (IX–VIII вв. до Р. Х.), впервые называет себя евреем (עברי) просто для того, чтобы объяснить, к какому народу (עם) он принадлежит (Иона 1:8–9). Таким образом, на границе IX и VIII веков до Р. Х. слово «еврей» использовалось на территории Израильского и Иудейского царств, а также приграничных государств одновременно в двух смыслах. А в конечном итоге оно вовсе утратило былой пренебрежительный оттенок.
3. Поставлена точка в вопросе о том, что за народ филистимляне
Так же, как и в случае с моавитянами, историчность неоднократно упоминаемых в Библии филистимлян в наше время уже не подвергается сомнению. А вот теорий происхождения этого народа существует много, но все они до недавнего времени опирались лишь на косвенные аргументы. Археологи на протяжении длительного времени были уверены в том, что филистимляне не были коренным народом Палестины, а прибыли сюда во время так называемой катастрофы бронзового века, которая сопровождалась массовой миграцией народов Эгейского бассейна и Малой Азии (XIII–XII века до Р. Х.). И вот недавно, в 2019 году, ученым удалось секвенировать (восстановить) ДНК филистимлян из их останков, обнаруженных в захоронении на территории Ашкелона — одного из городов так называемого филистимского Пятиградия. Захоронение датируется XII веком до Р. Х. и вписывается в хронологические рамки той самой миграции, что позволило ученым поставить точку в вопросе о происхождении филистимлян.
Анализ показал, что ДНК останков из филистимских захоронений практически полностью совпадает с ДНК популяций Греции, Испании и Сардинии, датируемых железным веком (начиная с IX–VII веков до Р. Х. и заканчивая I веком по Р. Х.). Именно выходцы с этих территорий и упоминаются в числе прочих в ряде палеографических памятников Древнего Египта, сообщающих о нашествии «народов моря» в XIII–XII вв. до Р. Х. Примечательно, что несколькими веками позже филистимляне полностью ассимилировались с коренными жителями Ханаана (так называлась территория Палестины до прихода сюда евреев во главе с Иисусом Навином. — Прим. ред.), и филистимские захоронения этого периода уже не содержат следов ДНК тех самых «народов моря».
4. Прочитана надпись на «перстне Понтия Пилата» — новое подтверждение его реальности как исторического лица
До 1961 года не существовало ни одного серьезного доказательства того, что Понтий Пилат существовал реально, не говоря уже о его должности префекта римской провинции Иудея. О Понтии Пилате упоминали некоторые древние историки (в частности, Иосиф Флавий, Тацит и Филон Александрийский), но современные исследователи в большинстве своем относились к их свидетельствам скептически. Этот скепсис удалось развеять, только когда итальянские археологи обнаружили в палестинской Кесарии плиту с фрагментами латинских слов «…S TIBERIÉVM …PON]TIVSPILATVS ...ECTVSIVDAE…» — по-видимому, означающих, что Понтий Пилат был префектом Иудеи во времена императора Тиберия, того самого, при котором и был распят Христос.
Однако еще за год до этой находки, в 1960 году, возле древней крепости царя Ирода было обнаружено кольцо из медного сплава, на котором тоже содержалась некая надпись. Из-за сильнейшей коррозии, которой подвергся металл, надпись оставалась непрочитанной почти 60 лет, и только в 2019 году археологам с помощью самых современных методов исследования удалось распознать нанесенные на кольцо греческие буквы «ΠΙΛΑΤΟ». Большинство исследователей согласны в том, что кольцо принадлежало не лично Пилату (медный сплав был бы слишком простым металлом для сановника такого ранга), а кому-либо из его ближайшего окружения — может быть, помощнику или члену его двора. Как бы то ни было, данная находка стала еще одним археологическим подтверждением историчности римского префекта, который, сам того не желая, осудил на смерть Господа Иисуса Христа.
5. Найден фрагмент ханаанского идола, подобного описанным в Библии
В 2020 году израильский археолог профессор Йосеф Гарфинкель во время раскопок в Лахише заявил, что обнаружил в слое XIII века до Р. Х. бронзовый жезл, который по своей форме полностью повторяет жезл на известных к тому времени небольших изваяниях ханаанского божества Эла. Профессор Гарфинкель выдвинул версию, что найденный им жезл был частью несохранившейся статуи Эла в «натуральную величину». Кроме этого, археолог предположил, что Эл был не единственным божеством ханаанского пантеона, в честь которого воздвигали столь большие изваяния, и что сама традиция их изготовления в языческом Ханаане в те времена была очень распространенной.
Данная находка и сделанные в связи с ней предположения хорошо стыкуются с отдельными эпизодами библейской истории. Так, в рассказе о захвате филистимлянами Ковчега Завета (ковчег, в котором хранились великие святыни израильского народа: полученные Моисеем от Бога скрижали с начертанными на них заповедями, сосуд с манной небесной и жезл Аарона. — Прим. ред.) сообщается, что, придя утром к Ковчегу Завета, филистимляне сначала нашли стоявший поблизости идол бога Дагона лежащим лицом в землю, а на другой день — с отрубленными конечностями (1 Цар 5:1–4). Лучше всего под это описание подходит идол в полный человеческий рост, часть которого, вероятно, и была обнаружена Йосефом Гарфинкелем во время раскопок Лахиша.
Постскриптум: какое значение имеют все эти открытия?
Как бы парадоксально это ни прозвучало, но, наверное, самое большое значение библейской археологии для христианской миссии вовсе не в «доказательствах» историчности событий, описываемых в Библии. Как в дореволюционных, так и в современных духовных школах библейская археология помогала и помогает студентам не столько убедиться в подлинности библейской истории (ведь настоящая вера не требует стопроцентных доказательств), сколько воссоздать ее общий историко-культурный фон, ознакомиться с традициями, религиозным и общественным бытом древних евреев и народов, окружавших Израиль. Более того, правильнее было бы говорить не о библейской археологии, а об археологии стран Ближнего Востока, поскольку те вспомогательные науки и научные методы, которые используются в наше время для изучения археологических артефактов, делают невозможным рассматривать ее строго в конфессиональном ключе. И именно поэтому все находки, которые совершают археологи в Палестине, Малой Азии, Египте и на других библейских территориях, предстают перед нами как указание на то, что библейская история — это неотъемлемая часть истории Ближнего Востока, а через него и всей мировой истории.
Материал подготовил Олег Карпенко