Существует общее убеждение, что только бедствия приводят людей к Богу, а счастье скорее привязывает их к земле и заставляет забывать о небе. Бывают, однако, исключения из этого правила.
Пирогов пишет в своей автобиографии, что первые дни его супружеской жизни были полны такого высокого блаженства, что душа его как бы расплавилась и очистилась под дыханием последнего: и он, страдавший прежде недугом маловерия, узрел Бога в сиянии своей чистой семейной радости.
Митрополит Анастасий (Грибановский), 1873—1965
Время раздумий и выбора закончилось, когда вы решили сочетать ваши жизни. Это значит: из двух людей должен сложиться один гармоничный человек. А это созидание, это творчество. И еще это крест на всю жизнь. А средства? Каковы они? Им несть числа.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), 1910—2006
Мое несостоявшееся монашество
В 21 год я влюбился. В однокурсницу по политеху. И причем весьма болезненно, до ревности! Прекрасно осознавая все последствия такой вот страсти. Но остановиться не мог. Девушка предпочла мне другого, как она выразилась, «без старческих заморочек» — имелась в виду моя вера: в Церкви я с юношеских лет. Разочарование было сильнейшее. Я решил, что в следующий раз буду встречаться только с воцерковленной девушкой!
Скоро такой случай представился. Лидия была из порядочной и верующей семьи, регент хора в нашем храме. Все в ней дышало богобоязненностью и чистотой. Я был доволен. Но прошло время — и я стал замечать, что это все внешнее, а внутри — моя избранница свое целомудрие возводит в культ и клеймит тех, кто ее идеалу не соответствует. Я просто взял и ушел, после этого твердо сказал себе в сердце, что пора завязывать с поиском невест. Не мой, видать, это путь! А какой же тогда? Да, конечно же, монашеский! Как же я сразу-то не понял! И с еще большим азартом, чем прежде, я стал «вгрызаться» в книги афонских старцев. Стал вести почти иноческий образ жизни: никуда не ходил, все молился и Библию читал, ну, и на огороде родным помогал; всю современную одежду раздал нуждающимся, а сам стал ходить в «секонд-хенде», демонстрируя свой аскетизм и неприхотливость. Родители обеспокоились. Посоветовали сходить к духовнику. К нему я не пошел, а поехал сразу в Почаев. Старцев хотел повидать, благословение получить на иночество!
Приехал. Ходил по Лавре степенно, со скорбным выражением лица, беседовал с монахами, исповедался, причастился... да и спросил благословения на монашество у старца Н. Он долго смотрел на меня, а потом махнул рукой и говорит: «Разве ты не помнишь, как сказано в Писании “В полу бросается жребий, но решение оного — от Господа”?»
Я ждал ответа: да или нет. А услышал что-то неясное. Снова разочарование!
Вечером после службы поплелся в трапезную, а там угощали группу новых паломников. Помню, хмуро сел за стол, чтобы поужинать, а потом хотел идти в гостиницу. Но тут подошел один монах и попросил: «Помоги двум паломницам донести сумки до гостиницы». Внутренне я весь вскипел: «Да не хочу я этого, Господи!!! Как же Ты не видишь?» Но пошел.
Пока нес сумки, одна из паломниц, Галя, просто забрасывала меня вопросами: об истории Почаева, о молитве и
т. п. Видно было, что она совсем недавно пришла в Церковь, ей все на свете интересно. И глаза у нее, я заметил сразу, такие добрые, лучистые. Шли мы, и я по привычке стал перед ней блистать своими христианскими знаниями! Так и познакомились. На следующий день я вновь увидел ее на службе, потом мы снова долго беседовали. И я с удивлением заметил, что Галина очень интересна мне. Немного как бы оттаял внутри. Перед отъездом из Почаева я зашел в храм помолиться... и тут-то до меня дошло, что имел в виду старец, говоря мне о жребии! Вопросы отпали сами собой. Уезжал я с чувством глубокой радости и ясности, а когда вернулся домой, сразу же позвонил Гале.
С тех пор о дивном промысле Божием мы уже рассказываем двум нашим деткам.
Геннадий, г. Самара
Идучи на войну, молись; идучи в море, молись вдвое; хочешь жениться, молись втрое.
Русская пословица
Рябая невеста
Мама моя рассказала мне, что дедушка наш, Николай, женился на бабушке Надежде не по своему выбору, а по воле родительской, как это обычно делалось в старину в простых сельских семьях и у духовенства.
Дело было так. В один зимний вечер отец дедушки, дьякон Василий, приходит в дом, а дедушка Николай, тогда еще молодой человек, лежал на печи.
— Николай, а Николай! — говорит прадед нашему дедушке.
— Что, батюшка?
— Я тебя решил женить.
— На ком, батюшка? — интересуется жених.
— Да вот у отца Василия (в селе Оржевке был другой дьякон, тоже по имени Василий) хочу взять за тебя Надежду.
— Батюшка! Это — рябую-то?! — возражает недовольный и невольный жених.
А бабушка в детстве переболела оспой, и у нее на лице осталось несколько крупных, но совсем не портивших ее лица рябин.
— Как? — разгневался прадед. — Да разве я тебе не отец, а враг?! Я знаю, кого выбираю. Ну-ка, слезь с печи!
Дедушка слез, а прадед взял ухват (каким ставили у нас в печи горшки и чугуны) да его по спине — раз, другой и «поучил».
— Прости, батюшка! — запросил пощады дедушка. — Хоть на рябой, хоть на кривой, — воля твоя!
И поженили. И какой мудрый был выбор: дедушка был не совсем мирного характера... И вот такому неспокойному жениху Господь послал смиреннейшую Надежду. И она никогда не жаловалась, никогда не сердилась на дедушку: всегда была тихая-претихая, молчаливая и кроткая. Да, можно сказать, прямо — святая.
Из воспоминаний митрополита Вениамина (Федченкова) (1880—1961)
Всякое раздумье о какой-то личной «свободе» надо отбросить как нелепость, потому что нет свободы большей, чем та, что дается любовью. И если я всегда буду на своей высоте, она никогда меня не разлюбит. В любви надо бороться за свою высоту и сим побеждать. В любви надо самому расти и расти.
Михаил Пришвин (1873—1954)
Просто искушение
Я вот иногда думаю: а что было бы, если бы тогда, шесть лет назад, я бы просто не рискнул, как многие сегодня просто не рискуют. Честно говоря, аргументов против была масса. Зачем жениться? Может, это неверный выбор? Может, еще не время?
Желания «погулять еще», как у многих мужчин, не было, хотя знаю — многие именно потому и гуляют всю жизнь. Но все равно как-то в голове крутилась песенка: «Кабы знал, я б утопился! Что ж так рано я женился!» Знаю, что и супруга думала обо всем том же. Не слепые ведь — знали заранее, как за эйфорией первых месяцев потом неожиданно наступает сначала тяжкий период, потом кризис, а потом катастрофа. На самом деле, как выяснилось, многого не знали и близко...
Например, как на самом деле тяжело девушке резко, одним рывком оторваться от родного дома, и насколько труднее привязаться к чужому, стать там своей, а не «родственником второго сорта».
И все-таки мы сделали этот шаг. Слава Богу! И послесвадебная эйфория была, и кризис потом тоже был, и, наверное, почти до катастрофы тоже доходило, а потом вдруг как-то все наладилось, и с тех пор замечаю две вещи: с одной стороны, становится все лучше и лучше, а с другой, все больше понимаешь, как бы ужасно складывалась моя жизнь, если б я тогда отказался. Просчитываешь сценарии, и даже страшно становится от самого себя из той «параллельной реальности»! Вот такая история. Видимо, мораль нужна какая-нибудь. В стиле: «Делайте так же, мои юные друзья, и все у вас получится». Не возьму на себя такую ответственность: панацеи тут не бывает.
Умный пожилой человек сказал мне: «Мы не развелись через два дня после свадьбы лишь потому, что в тот день не работал загс». Он прожил со своей женой более двадцати лет, до самой ее кончины. До самого конца.
Александр, г. Москва
Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5:31—32)