Павел Александрович Смертин
Родился в 1969 году в Вятке. Окончил среднюю школу, с 1987 по 1989 год служил в Советской Армии. Работал фрезеровщиком на заводе, помощником брокера на бирже, фотографом в областной газете «Вятский край». Учился фотографии у известнейшего мастера Александра Лапина. Продолжительное время работал фотокорреспондентом в Издательском доме «Коммерсантъ». В 2012 году состоялась персональная выставка в Музее истории фотографии в Петербурге. В 2012 году участвовал в фотобиеннале в Хьюстоне и коллективной выставке в Загребе.
Об удивлении
Фотография должна удивлять. Человек, ее делающий, должен быть способным удивиться, быть открытым к чуду. Но ведь вся жизнь — это чудо, значит, нужно быть открытым к ней целиком. Фотограф, как и поэт, — это априори счастливый человек. Он испытывает и горе, и страдания — и счастье одновременно… И удивляется этому.
О мистике в фотографии
Здесь всё — тайна. Всё нам дано и всё тайна. Ты доверяешься и говоришь: Господи, я Твой инструмент. Устне мои отверзеши и уста мои возвестят хвалу Твою… Ему ведь ничего не надо, Он всё знает, нужно просто самому доверяться. Доверие — ключевое слово… Он сказал мне: ты будешь фотографом, — и я стал. Пробовал другие профессии — но, как трава сквозь асфальт, проросла именно эта.
О детстве
Детство — это знакомство с Божьим миром. Ребенок еще не знает, кем он будет: хорошим строителем или поэтом, — а уже видит, как всё в мире замечательно сделано, задумывается над тем, Кто всё это сделал… И испытывает чувство причастности, самое важное, что может быть вообще.
О начале
Я был подростком, и у меня не было, конечно, ни фотоаппарата, ни компьютера. Однажды я увидел у кого-то фотоаппарат и понял: вот, это оно! Это как если бы человек впервые увидел лист бумаги и понял, что на нем можно записать свою мысль.
Об айфонах и технической революции
Не все, у кого есть шариковые ручки, — писатели, и не все, у кого есть айфоны, — фотографы… Это же просто инструмент. А насчет техники — раньше у меня в рюкзаке было семь кило аппаратуры, а сейчас два-три, и моей спине легче. Автофокус — вещь невредная: через 15–20 лет упражнений в постоянной съемке зрение падает, а теперь, с автофокусировкой, всё проще. Но, конечно, ни автофокус, ни айфон не напишут за нас стихотворение. Они наберут необходимые элементы, но где будет сопричастность чуду?
Об этике — общечеловеческой и профессиональной
Есть этика человека вообще, а так как фотограф — тоже человек, то ей и подчиняется. Этично или неэтично — каждый решает за себя, исходя из свойств своей души, из жалости к людям. Хирург может сделать неаккуратный шов — в конце концов, это может быть никому не заметно, а может ювелирно зашить, на совесть. Конечно, наши действия могут ранить: как фотограф, я вторгаюсь в чужую личную жизнь, но тут надо понимать, что называется, духом — можешь ты вторгнуться или нет, поймут ли тебя, к добру ли твое делание. С человеком всегда можно поговорить — чтобы мира не нарушить.
О выставках и премиях
Выставка нужна, чтобы отпустить сделанное в мир. Вырос во мне этот ребенок, девять месяцев созревал и созрел — и я его отпускаю. Потом другой будет. К тому же сейчас все карточки можно посмотреть в Интернете, а когда приходишь на экспозицию, где работы висят в определенном порядке, определенным образом оформленные, их воспринимаешь иначе, лучше. А вообще — что такое выставки и премии в сравнении с тем, что ты принимаешь Причастие? С тобой в этот момент соединяется Творец всего мира — и что тебе любая выставка?..
О подборке фотографий для «Фомы»
Эти кадры выбраны «по духу». Я примерно представляю, как складывается журнальный материал, как я могу порадовать зрителя, представляю, как мне кажется, читательскую аудиторию «Фомы». Для меня важно, что эти снимки органичные, мирные…
О самоопределении
Мне интересно всё — и портрет, и пейзаж, и жанр. Нравится всё, где я чувствую себя участником, не посторонним. С одной стороны, ты должен быть духом внутри, разделять мир с миром, — а с другой стороны, нужно быть несколько отстраненным, чтобы смотреть со стороны. А главное, что должен делать художник, — быть.