Антиканонические действия Патриарха Константинопольского Варфоломея привели не только к расколу в мировом православии, но и завели в тупик православно-католический диалог, об этом сказал глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.

В программе «Церковь и мир» владыка Иларион прокомментировал прошедшую в конце июня встречу Папы Римского Франциска с делегацией Константинопольского Патриархата во главе с митрополитом Халкидонским Эммануилом, спровоцировавшую новую волну обсуждений относительно перспектив соглашения между Фанаром и Ватиканом о «объединении» католиков и православных, сообщает пресс-служба Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Глава ОВЦС пояснил, что сама встреча носит ежегодный характер: на праздник святых апостолов Петра и Павла по западному календарю приезжает делегация Константинопольского Патриархата в Рим и встречается с Папой Римским.

Что же касается все более часто звучащих со стороны Фанара утверждений о близости некоего единства с католиками, владыка Иларион напомнил, что в истории уже был случай, когда Константинопольский Патриархат подписал унию с Римской Церковью.

– Это было на Ферраро-Флорентийском соборе в середине XV века. Потом уния была отвергнута Поместными Православными Церквами, а впоследствии и самим Константинополем. Поэтому исключить того, что Константинополь в одностороннем порядке заключит какие-то соглашения с Католической или с какой-то иной Церковью, мы не можем. Тем более, что Константинопольский Патриарх в последнее время высказывается в том духе, что он обладает некими особыми прерогативами, о которых мы раньше никогда не знали, что эти прерогативы он получил от апостолов и вступать в диалог по поводу них не намерен, – сказал митрополит.

Он констатировал, что подобные воззрения уже привели к печальным событиям на Украине, когда в одностороннем порядке, вопреки воле Поместных Церквей, не посоветовавшись с ними, патриарх Варфоломей совершил антиканоническое деяние, спровоцировавшее раскол в православном мире.

– Можно предполагать, что раскол мирового Православия будет углубляться по мере того, как Константинопольский Патриарх будет ощущать себя все более и более изолированным, все более и более возносящимся на высоту тех особых прав и привилегий, которые он себе усвоил, – сказал председатель ОВЦС.

Владыка Иларион назвал большой проблемой православно-католического диалога тот факт, что во взаимоотношениях с Римско-Католической Церковью Константинопольский Патриарх позиционирует себя как глава всей Православной Церкви.

Особенно сейчас, после того, как внутри Православной Церкви по причине антиканонических шагов патриарха Варфоломея было нарушено евхаристическое единство, он не может представлять ни Русскую Православную Церковь, которая даже не поминает его в своих диптихах, ни другие Православные Церкви, которые не согласны с его политикой, отметил митрополит Волоколамский.

– Он может представлять только Константинопольскую Церковь. Вероятно, он может представлять и те Церкви, которые его на это уполномочат. Но это не только не большинство православных верующих – это только небольшая их часть, – подчеркнул иерарх.

Еще одна важная проблема диалога с католиками, по словам архипастыря, заключается в том, что «Константинопольский Патриарх в последние годы всеми силами старается использовать этот диалог для того, чтобы раздуть свое первенство в Православной Церкви, которое является не более чем первенством чести, и превратить его в некое подобие папской власти, как она существует в Римско-Католической Церкви».

– В Православии никогда не было единого верховного главы для всех Православных Церквей, – добавил митрополит Иларион.

Глава ОВЦС указал на то, что это новое учение, которое сейчас активно пропагандируется Константинополем, вызывает несогласие в Поместных Православных Церквах и уже привело к расколу. Кроме того, оно стало «причиной того, что православно-католический диалог фактически зашел в тупик».

Читайте также:

«Мы надеялись на диалог, но Константинополю он оказался не нужен» — протоиерей Владимир Воробьев

Протоиерей Федор Бородин: «Почему мне больно от того, что делает Константинополь»

1
0
Сохранить
Поделиться: