У протоиерея Георгия Бреева, одного из самых любимых и почитаемых московских священнослужителей, в этом году двойной юбилей – 70-летие со дня рождения и 40-летие начала служения. Жизнь и служение пастыря пришлись на особенно тяжелую эпоху. Отец Георгий родился в 1937 году – а это значит голодное военное детство, послевоенное отрочество в атмосфере все нарастающего страха последней волны сталинских репрессий и опустившегося “железного занавеса”. А для священнослужителей – еще и трагическая юность, совпавшая со временем хрущевской “оттепели”, обернувшейся для Церкви новыми гонениями. Да и брежневское время не избавило Церковь от притеснений. Об отце Георгии рассказывает его духовный сын Борис Николаевич Любимов, профессор Российской академии театрального искусства, директор Государственного театрального музея имени Бахрушина. …Я познакомился с отцом Георгием Бреевым в 1972 году. Сначала он приходил к моему отцу вместе с совсем юной матушкой Натальей, а потом, за день до того, как я ушел в армию, мы впервые были у них дома. И для меня этот день – 14 мая 1972 года – стал рубежом, разделившим мою жизнь пополам. Отец Георгий крестил мою дочь и отпевал моего отца. За несколько дней до кончины отец сказал: “У меня есть Господь Бог, великая русская литература и молитвы отца Георгия”.
Почему его так любят? Старые и молодые, мужчины и женщины, те, кого в былые времена называли “простолюдинами”, и наш брат – интеллигент в очках.
Отец Георгий – великий труженик. За те без малого два десятка лет, что я наблюдал его служение в церкви Иоанна Предтечи на Пресне, я никогда не видел его праздным. Казалось, ему и выходные дни не нужны – были бы богослужение, исповедь, требы, и к каждому прихожанину он находил свой путь, в каждом раскрывал образ Божий. Каюсь, когда весной 1990 года я узнал, что отец Георгий стал настоятелем храма в честь иконы Божией Матери “Живоносный источник” в Царицыно, я расстроился. Из чисто эгоистических соображений. Потому что понимал: у настоятеля, как у всякого начальника, столько дел, что трудно уделять много внимание своим духовным чадам. А еще потому, что ездить будет далековато. Но и за отца Георгия я не особо обрадовался, понимая, какой крест на него возлагается: и далеко, и денег нет, а храм, как десятки других московских храмов, надо приводить в божеский вид в самом буквальном смысле этого слова.
Тогда, в 1990 году, в пятницу Светлой седмицы, когда Церковь празднует явление иконы “Живоносный источник”, я присутствовал на первом богослужении даже еще не в храме, а у ворот храма – внутри тогда находились мастерские... Отец Георгий служил молебен, рядом с ним стояли несколько человек и местные бродячие собаки, да на ограде сидел какой-то любопытный мальчик, а вокруг непролазная весенняя грязь “долужковской” Москвы и удивленно оглядывающиеся прохожие.… Тогда настоятелю приходилось быть и прорабом, и рабочим.
Те, кто знают жизнь этого храма изнутри, могут рассказать, какими трудами постепенно складывался приход, собирающий теперь на праздники столько прихожан, сколько в былые времена Патриарший собор на Пасху. Как вокруг настоятеля сложился причт из полутора десятков священнослужителей, как появились воскресная школа и духовный центр, как началось социальное служение. Кстати, то, что служение отца Георгия в этом храме совпадает по времени с патриаршим служением Алексия II, делает для меня храм Иконы Божией Матери “Живоносный источник” ярчайшим символом того, что сделано Русской Православной Церковью за эти годы. Можно сказать, что у отца Георгия, благодаря этому назначению, раскрылся талант руководителя, слава Богу, не зарытый в землю по евангельской притче.
Но когда после десяти лет служения в Царицыно он одновременно стал еще и настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, я опять оказался “усомнившимся маловерным”. Конечно, новое тысячелетие Церковь встретила в другом состоянии, нежели начало 90-х. Иными стали потребности прихожан, иными финансовые и материальные возможности. И все-таки как пожилому настоятелю совместить окормление двух приходов, находящихся в нескольких часах езды друг от друга? Да и вообще иной раз проще начинать с нуля, чем браться за то, что кто-то до тебя хорошо ли, плохо ли, но уже делал. Но прошло несколько лет, и красавец храм, стоящий, как умели строить наши предки, на таком месте, что откуда на него ни посмотришь – залюбуешься, за Литургией даже в субботу полон прихожан. Есть при нем и воскресная школа, и библиотека, и группа милосердия. Вот так же когда-то наши далекие предки ставили по Руси храмы: сначала один, а потом, как свечка от свечки, затеплится от него свет другого храма или монастыря. И в этом смысле отец Георгий Бреев – наследник великой традиции. Только ему пришлось не строить, а восстанавливать. В сущности, он на своем месте делает то, что должны делать все мы – восстанавливает Россию.
О священнике писать трудно. Поэт, артист, ученый, политический деятель, полководец, богослов – их труды можно как-то описать и осмыслить. Но то, что происходит между человеком и его духовным отцом – всегда тайна. Даже если ты готов поведать всему свету грехи, в которых каялся священнику, чувство такта не позволяет обнародовать то, что говорил тебе духовник. И все-таки я попытаюсь хотя бы примерно передать тот благодатный опыт, который усвоил за годы общения с отцом Георгием. Встречи с ним помогают человеку почувствовать цельность, собранность, внутреннюю активность. В нем, еще недавно раздавленном и опустошенном, пробуждается надежда и вера в то, что Бог жив, и жива его душа, и он может и должен идти к Богу – и в этом смысл его жизни. И как бы он ни падал и ни уклонялся от своего пути, Бог сохранит и спасет. Начинаешь видеть перст Божий, Его промысел и Его святую волю, и твоя воля тянется к ней, старается с ней слиться, а молитва дает выход гнездящимся в тебе помыслам и страстям и преображает душу, помогая почувствовать связь с Богом, Который дает силы превозмочь все, что с тобой происходит. И трудности, встречающиеся тебе на твоем пути, воспринимаешь уже не как наказание, а как вразумление.
На заставке фрагмент фото с patriarchia.ru