Родился в 1864 году на Кубани в станице Кавказская, в семье священника. Рано лишился отца. Закончил Ставропольскую Духовную семинарию, затем преподавал, а в 24 года был рукоположен во священника. В 1889–1906 годах служил на Кубани, где организовывал церковное образование, затем служил в Азербайджане и Грузии. Член Императорского Русского географического общества, Православного Императорского Палестинского общества и Общества Красного Креста. В 1906 году назначен миссионером-проповедником в Москве, с 1913 года – настоятель Собора Василия Блаженного. Выдающийся церковный мыслитель и общественный деятель, автор многочисленных миссионерских трудов и статей, друг святого Иоанна Кронштадтского. Награжден многими церковными наградами и орденом святой Анны 2-ой степени.

Священномученик Иоанн поражал воображение современников своими яркими и разносторонними талантами, проповедническим даром и неутомимой энергией. Неоднократно отправлялся, в том числе и по личному распоряжению Государя Николая II, в миссионерские командировки, во время которых объездил всю Россию, Туркестан, Китай, Манчжурию, Японию, Корею, инспектируя и устраивая везде просветительскую работу. Не оставаясь безучастным к угрожающим общественным процессам своего времени, вступал в полемику с противниками монархического государства и православия, раскрывал богоборческую природу социализма и коммунизма, участвовал в деятельности патриотических союзов, из которых впоследствии вышел, увидев, что их руководители ставят политические цели выше религиозных. Регулярно становился жертвой «черного пиара»: пресса начала века пестрела самыми фантастическими обвинениями в его адрес – от блуда, убийства и бегства в Америку до присваивания казенных денег. В 1916 году после тяжело пережитой им смерти жены принял монашество.

Такого человека новая революционная власть не могла долго терпеть. Священномученик Иоанн был арестован и расстрелян уже 5 сентября 1918 года. Его поведение во время казни произвело сильное впечатление на очевидцев: по просьбе священномученика осужденным разрешили помолиться и проститься друг с другом, затем он сам обратился к ним с напутственным словом, после чего сказал конвоирам: «Я готов».

«Вожди слепые! Вы хотите, наконец, без религии и заповедей Божиих насадить выдуманную любовь к человечеству, основываемую на так называемом "врожденном альтруизме". А эгоизм не врожден? А себялюбие привито людям искусственно? Его легко сбросить? Не первое ли оно родится с человеком и не последнее ли с ним умирает? А злобу, зависть, ненависть и зложелательство куда вы денете?

И почему же я, по вашему учению, должен непременно следовать только врожденному альтруизму, а не врожденному эгоизму? А ведь жизнь ясно свидетельствует, что по себялюбию совершается безмерно больше поступков, чем по альтруизму. И выходит, с точки зрения современных мудрецов, что себялюбие, гордость, злоба, воровство и убийства имеют совершенно равное законное и естественное право на существование, как и любовь. Воистину, где удаляются от Бога, там воцаряется диавол…»

 

По материалам книги «Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века Московской епархии»

1
0
Сохранить
Поделиться: