Были ли у Христа деньги? Были. До тридцати лет Иисус зарабатывал на хлеб плотницким ремеслом, кормил и Свою Мать и Своих близких. Когда Он вышел на проповедь и община Христа, Его ученики начали путешествовать по Галилее, у них была своя казна, которая складывалась из пожертвований последователей Христа. Правда, хранителем казны стал Иуда, а Иуда, как мы помним, был вор. Наверное, он брал себе часть денег общины… Но и оставшегося хватало на питание, ночлег, дорожные расходы… Был ли Христос богачом? Нет. Бедным? Нет. Как Он вообще относился к богатству и к богачам? Вспомним, что об этом рассказывает Евангелие…
Как богатый юноша не стал учеником Христа
Шёл Иисус в Иерусалим. С Ним шли Его ученики. В землях, где они проходили, люди уже слышали о мудром, добром проповеднике из Галилеи, который исцеляет людей и говорит о важных вещах. Многие хотели присоединиться и тоже войти в число учеников Иисуса.
Вот один богатый юноша решился подойти к Христу:
— Добрый учитель! Я хочу наследовать вечную жизнь и получить Царство Небесное. Скажи, что мне делать?
Иисусу юноша понравился своей искренностью.
— Если ты хочешь войти в жизнь вечную, — сказал Он, — помни заповеди!
— Я выполняю их с самого детства, — ответил молодой богач. — А что ещё нужно делать?
Христос взглянул на него с любовью и сказал:
— Если хочешь быть совершенным человеком, продай всё, что у тебя есть, а деньги раздай нищим. За это получишь сокровище на Небе. После этого приходи ко Мне и следуй за Мной. Будь моим учеником!
Такого юноша, конечно, не ожидал. Жалко ему стало своего богатства — дома, драгоценностей, виноградников, земель, скота, слуг, богатых одежд, денег… Отдать всё это нищим? Нет, он к этому не готов… Опечаленный, богач отошел от Христа. Не так-то просто оказалось стать Его учеником.
Иисус же, посмотрев вслед юноше, сказал Своим ученикам:
— Трудно богатому войти в Царство Небесное. Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное.
Ученики удивились:
— Господи, кто же тогда может спастись?
Дело в том, что в ту пору иудеи верили, будто богатство человека — свидетельство его праведности перед Богом, поэтому Господь и посылает ему земные блага. И вдруг Христос утверждает, что обладание сокровищами никакого спасения не гарантирует. А как же тогда?..
И тут Иисус произнес очень важные и глубокие слова, которые всё объяснили:
— …Но то, что для людей невозможно, возможно для Бога.
Оказывается, человек вообще сам себя спасти не может! На это способен только Господь, к Которому человек может обратиться. Если, конечно, богатство не мешает ему сделать это…
Что же получается, Христос не любит богатых? Неужели, чтобы войти в Царствие Небесное, обязательно нужно быть бедным, нищим?..
Нет. Христос говорил не просто о богатых, а о стяжателях, жадинах, корыстных людях. Можно владеть сокровищами, но распоряжаться ими так, чтобы всем вокруг тоже жилось хорошо: творить и созидать, подавать милостыню, заниматься благотворительностью, помогать тем, кто нуждается… А можно владеть сокровищами просто для того, чтобы владеть. Любить деньги страстно, больше, чем людей, больше, чем самого себя, больше, чем Бога! И даже вообще забыть о Боге, направив все свои мысли, все мечты, все старания только на обогащение, накопительство, удовольствия. Пировать, предаваться лени или — отнимать, обманывать, стараясь преумножить, увеличить свои сокровища только для себя самого, да ещё и за счет других!
Для тех, кому деньги важнее Бога, путь в Царство Небесное закрыт — вот о чем говорил Иисус. Богатство может человеком овладеть, и тогда он станет служить ему как раб. Такому бедняге спастись почти невозможно. А к тем, кто сам господин своему богатству, кто распоряжается им во славу Божию, соблюдая божественные заповеди, Царство Небесное ближе.
Иисусу в Его земной жизни встречались люди и корыстные, и бескорыстные, и жадные, и щедрые, и милостивые, и бессердечные…
И прости нам долги наши…
Одну историю про деньги рассказал ученикам Сам Иисус. Мы помним её как притчу о талантах.
— Царство Небесное, — говорил Иисус, — подобно царю, который захотел расплатиться со своими слугами…
Представим себе большой дворец. На троне сидит царь. К нему подводят человека, тот падает перед царём на колени. Один из окружавших царя людей объявляет:
— Повелитель! Вот слуга, который должен тебе десять тысяч талантов!
— Когда ты отдашь свой долг? — спросил царь.
— Мне нечем платить… — жалостливо пролепетал слуга.
— Что ж… Тогда тебе придётся отдать то, что имеешь. Я прикажу продать тебя, твою жену, твоих детей и всё твоё имущество. Плати!
Слуга уткнулся лбом в каменный пол, обхватил ногу царя и зарыдал:
— Правитель! Пощади! Дай отсрочку! Я всё тебе заплачу…
Царь покачал головой:
— Ладно. Мне жаль тебя. Я прощаю тебе долг и отпускаю тебя.
Слуга, размазывая слезы по лицу, ещё не до конца веря, что всё так благополучно разрешилось, вышел из дворца. На площади было людно. Слуга довольно расправил плечи и направился через толпу. Всё, что только что произошло, показалось ему уже чем-то далёким и неважным.
Вдруг на противоположной стороне площади он увидел торговца, который тащил тяжелый тюк с товаром. Слуга бросился к нему, дернул за плечо:
— Эй, стой! Я узнал тебя! Это же ты должен мне сто динариев!
— Да, но… я просил тебя об отсрочке. Я не могу сейчас отдать долг — все твои деньги я вложил в товар…
— Слышать ничего не желаю! Возвращай, что должен, немедленно!
— Пощади, уважаемый! Пусти, ты душишь меня!.. Я отдам тебе всё, только подожди немного…
— Ну уж нет! Эй, стража! Свяжите этого человека и отведите в темницу! Пусть сидит там, пока не отдаст долг.
Слуга оглянулся. Вокруг них уже собралась толпа.
— А вы что глазеете?! А ну, пошли вон!
Напуганного торговца стражники увели в темницу. К счастью, люди, которые стали свидетелями ссоры на площади, рассказали царю о том, что произошло. Царь снова позвал к себе того, кого недавно простил и отпустил.
— Злой слуга! — сказал царь. — Я простил тебе весь твой огромный долг, потому что ты упросил меня. Почему же ты не помиловал своего товарища, как я помиловал тебя?.. Эй, стража! Отправить его в тюрьму и держать там, пока не отдаст всего своего долга!Вот такую притчу Иисус рассказал ученикам. А потом добавил:
— Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Как понять эту притчу? О чём она? О деньгах? О долгах? О жадности? Нет, Сам Иисус объясняет, что под Царём Он подразумевает Господа. А деньги, таланты, динары — это все человеческие грехи. Бог милует человека, хотя тот совершил очень, очень много грехов — столько, что и отмолить невозможно. А сам человек не хочет простить другого, хотя его грех в сравнении с прегрешениями перед Богом был совсем небольшим.
Что же касается денег… Сколько бы их у нас ни было, все материальные блага дал нам Господь. Мы тратим деньги, как хотим, не задумываясь, что придёт время, когда каждый будет держать отчёт перед Богом — как мы распорядились Его даром. «…И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим…», то есть: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» — так говорится в молитве «Отче наш». То же и с деньгами: Иисус призывает нас прощать долги тем, кто по каким-то причинам не смог или не захотел их отдававать.
Как внести свою лепту
Ещё одна евангельская история о деньгах, о бедности и богатстве произошла, когда Иисус сидел на одном из храмовых дворов у церковной кружки, напротив сокровищницы. По обычаю, люди, проходя мимо кружки, клали в неё пожертвования на нужды Иерусалимского храма. Богатые евреи клали крупные деньги, кто победнее — монеты меньшего достоинства. Но вот подошла бедная вдова и положила в кружку всего две лепты.
Иисус заметил, что сделала женщина, и подозвал своих учеников:
— Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё, — сказал Он.
Наверное, Христос ошибся. Ведь вдова положила в кружку самую мелочь, две мелкие монетки. Для храма это очень небольшая прибыль…
Для храма — да, но не для Бога! Для Господа же ценность вклада бедной вдовы в том, что женщина не пожалела последних денег, какие у неё были. Ей отдать две лепты было гораздо сложнее, чем богачу пожертвовать на храм целый талант серебра. У этой женщины, может быть, больше вообще ничего не осталось, но Бог для неё оказался важнее денег.
Та евангельская жертва вдовы вошла в нашу речь выражением «внести свою лепту». Мы говорим так сегодня не только о деньгах, но и о любом вкладе в общее благое дело. Ведь даже самая маленькая жертва, самая малая лепта, внесенная от души, бывает порой важнее несметных сокровищ.
Праведный богач
А были ли в Евангелии упоминания богатых людей, которые смогли правильно распорядиться своим богатством, потратить его во благо? Конечно, были.
Например, святой Иосиф Аримафейский. Он был фарисеем — так назывались люди, которые считали себя самыми ревностными исполнителями Божьих заповедей. Мы помним, что фарисеи и книжники были главными противниками Иисуса в спорах. Фарисеи каждое правило выполняли строго и неукоснительно.
А Иисус, по их мнению, всё время иудейский закон нарушал — то в неурочное время, в субботу, больных исцелял, то объявлял себя царём Иудейским… Очень это их раздражало. Иосиф тоже был из фарисеев и даже являлся членом высшего государственного совета Иудеи — синедриона. Он считался одним из самых высокопоставленных людей во всем Иерусалиме!
А ещё Иосиф Аримафейский был весьма состоятельным человеком. Сам он родился не в Иерусалиме, но, приехав в столицу Иудеи, смог купить себе дома, сады и земли — все это стоило очень недёшево. Иосиф мог жить припеваючи, ни о чем не заботясь, преумножать своё имущество и становиться ещё богаче, ещё могущественнее. Но добрый, правдивый и умный человек Иосиф не был привязан к земным благам — он искал Царства Божия. Фарисей и богач Иосиф Аримафейский был тайным учеником Христа. Когда Христа судили, Иосиф не принимал участия в обвинениях и даже пытался защищать Иисуса. Увы, к его словам не прислушались.
Когда Христос умер на Кресте, Иосиф тут же пришел к Пилату, римскому наместнику, главному начальнику в городе, и попросил:
— Пилат, позволь мне забрать тело Иисуса из Назарета, казнённого сегодня на Голгофе!
Это был смелый поступок. Ведь Иисус был осуждён как преступник и подвергнут самой позорной казни.
Тело Его римские солдаты могли бросить в погребальную яму вместе с телами других преступников или просто сжечь. Богатство Иосифа и его высокое положение сыграли роль — Пилат разрешил ему сделать то, что он просил.
Вместе с другим тайным учеником Иисуса, Никодимом, Иосиф снял Тело Христа с Креста, умастил, то есть покрыл благовониями, обернул пеленами — широкой тканью, плащаницей, которую Иосиф купил на свои деньги, и похоронил в пещере. Что это была за пещера? Гробница. Усыпальница. Иосиф Аримафейский приобрел её для себя и всего своего рода.
Так, благодаря иерусалимскому богачу и фарисею Иосифу, Иисус обрел место погребения. Мы это место знаем. Гроб стал величайшей святыней. Сбылось древнее пророчество о том, что Мессии назначат гроб со злодеями, но Он будет погребён у богатого. Сегодня в этой гробнице, отданной Иосифом Аримафейским, совершается чудо схождения Благодатного огня. Вокруг гробницы позже построили храм Воскресения Христова. В древние времена место располагалось за городом, но за тысячелетия город разросся, и теперь это почти центр Иерусалима. А вот где похоронен сам Иосиф, неизвестно: он пожертвовал своей посмертной славой ради отверженного всеми Христа.
Так может ли христианин быть богатым? Может ли богатый войти в Царство Божие? Может. Главное, чтобы он не стал рабом своего богатства, не забыл Бога и смог правильно распорядиться средствами, которые Бог ему поручил.
Что еще нужно знать, чтобы лучше понимать евангельские истории
Игольное ушко
Что имел в виду Иисус, когда говорил про верблюда и игольное ушко? Толкуют эту фразу по-разному. Одна из наиболее вероятных версий такова. При всех воротах, ведущих через иерусалимские стены, был небольшой проем, крошечное отверстие, через которое едва мог пройти один человек. На ночь все ворота, ведущие в город, запирались, оставались открытыми лишь «игольные ушки». Протиснуться через них человек мог только спешившись, то есть сойдя с коня, верблюда, осла, сняв с себя оружие и согнувшись. Трудно представить себе верблюда, который смог бы пролезть через этот узенький проем. Вот об этом Иисус и говорит: легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное. То есть очень сложно.
Что такое талант в Евангелии?
Сначала талантом называли меру веса, равную одной амфоре воды. На наш объём это около 26 литров, примерно три ведра. Позже талантами стали измерять деньги. У иудеев талант серебра весил примерно 44 килограмма, это если два дошкольника вместе встанут на весы. Представляете — сорок четыре килограмма серебра! Очень много денег! Если перевести на римские монеты, талант — это 6000 динариев. А десять тысяч талантов — это шестьдесят миллионов динариев! Или… один триллион рублей! Такой суммой не владеют даже целые страны! Сто динариев, которые слуга не смог простить своему знакомому, — это всего около ста тысяч рублей. Несравнимая с триллионом сумма.
Что такое «лепта»?
Это самая мелкая монета в Иудее. На наши деньги — всего рублей двадцать, даже в автобусе не проедешь. Рабочий в Иерусалиме в день получал денег в шестьдесят четыре раза больше.
Почему Христа похоронили в пещере?
Мы говорим, что Иисус был похоронен «во Гробе», но у иудеев гроб — это и есть пещера в скале. Иметь собственную гробницу мог позволить себе не каждый — это было очень дорогое имущество. Хорошо, что пещера Иосифа Аримафейского находилась недалеко от места казни и похоронить Иисуса удалось быстро: нужно было спешить, потому что солнце клонилось к закату, а после заката наступала пасхальная суббота, когда иудеям строго запрещалось трудиться, в том числе и хоронить.