Вопрос читателя:
Добрый день.
Не понимаю, что происходит, понимаю лишь, что всё очень плохо!
В храм хожу 10 лет, всегда молилась, постилась, исповедовалась, причащалась, на службу как на крыльях летела! А теперь полное опустошение, всё в тягость, равнодушие ко всему, чёрствость, окаменение души какое-то, молитвы оставила, поста нет. Исповедоваться и причащаться почему-то вообще не хочется, грехи, с которыми так долго удавалось справляться, теперь накрыли по полной, сама от себя в ужасе, как будто без тормозов! Вся моя духовная жизнь насмарку!
Такое отношение к вере, к Богу не сразу началось. Поначалу я стыдилась такого охлаждения к вере, пыталась упорнее молиться, но это вызывало только раздражение! Очень противно, горько и мерзко, ведь Господь за меня на Кресте страдал, а я вот этим всем Ему отвечаю! Вот пишу, а сама плачу.
Стыдно говорить, но в храме я не чувствую, что Бог там в центре! Вообще Его не чувствую теперь нигде! Может, это причина. Вижу как люди в храме выясняют отношения, священники больше внимания уделяют хозяйственной и общественной деятельности, чем самой службе и таинствам, слышу красивые слова и проповеди о любви и добре, а где это, где искать? Всё, как в миру, а где Господь? В какой-то момент я стала чувствовать, что во мне что-то ломается...
С духовником об этом говорить не получается, он либо спешит куда-то, либо за ним, как тень по пятам, бегает его поклонница-прихожанка, а я не могу говорить при постороннем человеке о таких вещах!
В храме у меня послушание и теперь это единственная ниточка, которая держит меня с храмом! И то только потому, что я очень люблю это своё маленькое служение Богу и немного отвлекаюсь от мрачных мыслей.
Что делать, не знаю! Как вернуть живую веру, как снова почувствовать, что Господь рядом?!
Я НЕ МОГУ ТАК БОЛЬШЕ!
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день!
Я понял в целом Вашу ситуацию, напишу, что могу сказать по этому поводу. Сразу скажу, что ситуация очень обычная, так бывает, Вы молодец, что решили со всем этим разобраться, теперь вопрос, как разбираться.
Все-таки нужно поговорить с духовником. Во время исповеди прямо попросите его о разговоре наедине. Если та помощница будет присутствовать при разговоре, скажите, что разговор у Вас сугубо личный, конфиденциальный, при другом человеке говорить Вам неудобно, и Вы бы просили, чтобы она ушла и никто разговора не слышал. Если так получится, что священник откажет в разговоре, например, не сможет по времени, спросите его в другой раз. Все-таки духовник — это духовник, он знает Вас в течение долгого времени и должен помочь.
Если он скажет, что помочь не может, тогда поговорите с ним о том, к кому бы Вам было возможно обратиться с Вашей ситуацией, если священник, например, не имеет достаточного пастырского опыта, хорошо?
В духовной жизни человек переживает разные этапы, точно так же, как и в жизни обычной — домашней, профессиональной и так далее.
Вы в храме 10 лет. Первые годы — начальный период — это как бы детство, когда все легко, когда Божья благодать человека поддерживает, когда все интересно, трудностей и проблем особо не видно, а если и видно, то не в такой степени, чтобы нельзя было с ними справиться.
А потом человек взрослеет и Господь дает ему возможность идти своими ногами, так же, как родитель перестает ребенка водить за руку — сперва чисто физически, а потом и морально, отпускает его, чтобы взрослеющий человек учился ходить сама. И ребенок падает, набивает шишки, прежде чем разовьются все нужные мышцы и навыки координации. И подросток, и взрослеющий человек разочаровывается во многом, переживает кризисы, чем взрослее становится, тем больше проблем приходится ему решать: какую профессию выбрать, где жить, на что, как обеспечить себя, а потом — семью, детей… Понятно, да?
Вот в духовной жизни то же самое. Во-первых, Вы теперь идете сама, и поэтому становится трудно. Во-вторых, у Вас набрался жизненный опыт, и Вы просто начали видеть то, с чем не сталкивались раньше.
Не всегда это лечится количеством молитв, иногда нужно пересмотреть свое отношение к молитве: как Вы молитесь, когда, с чем и т. п.. Этот вопрос и обсуждается с духовником. Бывает, что человеку нужно на какое-то время оставить правило и заменить его молитвами своими словами, бывает, что правило нужно оставить, но сократить, бывает, что надо правило оставить, но просто как-то творчески к нему подойти, в конце концов, перевести просто для себя все молитвы, почитать о тех авторах, которые его составляли… Много вариантов!
Опять же, исповедь. У Вас наступил некоторый кризис, то есть момент переосмысления. И вот Вам нужно себе задать вопрос, что не так, что не нравится в сложившейся практике, где Вы буксуете. Священник может помочь тут понять, где Вы спотыкаетесь, что надо как-то под новым углом увидеть.
У Вас не идет духовная жизнь насмарку, ну что Вы! Вы просто взрослеете и Вам тесно в том, что было раньше. Грехи — надо этот вопрос обсудить, взять хотя бы один грех для начала, понять, чем он Вас привлекает, почему Вы с ним хотите жить, а не без него, как-то себя лучше понять в связи с этим грехом… Разберетесь — возьметесь за следующий. Грехи — это же часто устоявшиеся модели, паттерны поведения. И Вам надо поменять что-то в себе, чтобы жить более свободно и счастливо, понимаете? И ничего страшного, что сейчас «накрыло». Просто, повторю, Вы позврослели, только и всего. Вот теперь по-взрослому разбираться со всем и надо.
Вы плачете… вот и поговорите с Богом честно о том, что с Вами происходит! Мол, Господи, смотрю на Тебя, на Крест Твой, все понимаю, а не могу… помоги мне, прошу! Ну или как там Вы просите… хорошо? Он же Вам Отец и Друг! И Матерь Божия — это Мама для Вас. Вот и поговорите с ними честно, открыто, своими словами дома, в храме — неважно, где и как. Выскажите им, каково Вам. И помощь придет.
Что касается храма… Понимаете, кризисы-то переживают все люди! Вам сейчас внутри вот как плохо, Вы мучаетесь… Но Вы же не знаете, что внутри у других, правильно? А это такие же люди, может быть, они тоже взрослеют или у них следующих этап. И, может быть, им в сто раз труднее, потому что, например, сердце внутри разрывается, а надо исповедовать, литургию служить, на клиросе петь и храм к службе приготовить, потому что люди ждут. И вот каждый этот человек, кого Вы видите, превозмогает себя, молчит о том, что внутри (перед Богом, как и Вы, просит слезно, со своим духовником, возможно, говорит, но с другими нет, бережет их), и делает хотя бы то, что надо по хозяйству. И как Вас держит это Ваше послушание, так и их, возможно, держат эти хозяйственные заботы и хлопоты.
Да и люди вокруг, возможно, так не горят службой, а вот общественная работа им понятна. Вот и служители решают, что, может быть, и надо тогда этой работе внимание уделить, чтобы хоть что-то для людей было. А там, Бог даст, люди и к службе с большим интересом будут относиться. Как думаете? Я думаю, что и такой вариант возможен.
Поэтому любовь я Вам, как взрослеющему в духовном отношении человеку, посоветую искать в себе. Посмотрите, подумайте, как это. Освободите себя от того, что ранит душу и мешает ей. Отдохните. Поговорите со священником наедине о том, как молитесь, как исповедуетесь. Если нужно — поговорите с другим священником. Послушание, в конце концов, можно передать кому-то еще, чтобы Вам на какое-то время заняться собой и своей внутренней жизнью. Просите Бога о помощи.
И со временем, постепенно, думаю, Вы сможете понять, что и как сделать, чтобы кризис был пройден даже с приобретениями.
Даю также ссылки на материалы по теме:
Трудно молиться, охладела к духовной жизни. Что делать?
Что я делаю, когда нет сил ходить в храм
Как снова обрести веру в Бога?
С Богом!