Наш сегодняшний автор не просто «священник, увлеченный фотографией». Отец Игорь Палкин — профессиональный фотограф. И если образ батюшки, взявшего фотоаппарат в руки, чтобы выразить любовь и восхищение перед миром, уже привычен для читателей «Фомы», путь отца Игоря, от фотоискусства — к Церкви, необычен и потому особенно интересен.
Свои первые шаги в фотографии Игорь Палкин сделал в газете «Татьянин день» — одном из первых православных СМИ в России, которое издавалось храмом святой мученицы Татианы при МГУ. В девяностые годы работа в таком издании была сродни первооткрывательству: журналисты-энтузиасты «Татьяниного дня» ломали многочисленные стереотипы, сложившиеся вне Церкви — о Церкви. В том числе и стереотипы изобразительные, по вине которых Русская Православная Церковь приобретала в глазах современных людей лубочный образ: «свечка, купола, золото икон». Молодежное издание пыталось показать красоту Православия не только привычными, но всеми возможными красками.
По-настоящему увлекшись работой в газете, фотожурналист Игорь Палкин остался в Татьянинском храме, став сначала простым прихожанином, потом — алтарником, диаконом и, наконец, священником.
Но жизненные обстоятельства сложились так, что своей профессии священник не бросил; и теперь благодарен Богу за это! Сейчас отец Игорь Палкин — штатный фотограф Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». Командировки дают ему уникальную возможность увидеть и запечатлеть на фотографиях Русскую Церковь как она есть: в огромных мегаполисах и заброшенных деревеньках, в великие праздники и церковные будни, и не только в России, но в Белоруссии, Украине…
И куда бы ни приезжал батюшка, он делает живые, одушевленные фотографии. Живые, потому что в центре их всегда человек. Даже если в кадре нет лица или абриса тени, в нем есть удивительное ощущение присутствия, тепло, оставленное кем-то. Вот священник на Литургии, припавший к полу в земном поклоне — символ светлой скорби… Вот два человека: остановившийся перед живописным полотном завороженный посетитель и его собеседник, смотрящий из глубины картины.
Отец Игорь — принципиальный противник «подглядывания» за жизнью других людей. И дело даже не в том, что он отрицает всякую возможность репортерской съемки (для фотографа-профессионала это было бы странно), а в том, что люди, по его печальному опыту, негативно реагируют на фотографа, «крадущего» минуты их жизни, берущего их без спроса, тайком, вероломно.
«Мне интересно найти душевный контакт с тем, кого я снимаю, чтобы он открылся, а не угрюмо или смущенно замкнулся перед объективом. Каждая фотосессия для меня — Встреча с большой буквы, возможность прикоснуться к тайне чьей-то души. Получается ли это у меня — не знаю… пусть рассудят те, кто увидит мои работы!»
Эрмитаж |
Вода |
Монах |
Троица |
Отец Владимир |
Паникадило |
Содружество. (Марина Андреевна Журинская и ее кот Мишка) |