В монашеском облачении, в княжеском образе — как и почему изображают Александра Невского на иконах? Об особенностях иконографического изображения Александра Невского на примере собора свт. Николая в Вене рассказала искусствовед Ирина Языкова в книге «Об Александре Невском из Вены».
Никольский собор в Вене начинали строить в 1893 году при Александре III, закончен он был при Николае II и освящен в 1899 году. Оба храма, входящие в соборный комплекс, посвящены святым покровителям государей: нижний — Александру Невскому, верхний — святителю Николаю Мирликийскому, и образы этих святых присутствуют в соборе, причем в очень разнообразной иконографии.
В верхнем храме иконы святых Николая Чудотворца и Александра Невского представлены в восточной части храма, в резных киотах, справа и слева от алтаря. Они написаны непосредственно к освящению храма в 1899 году, одновременно с иконостасом и в том же стиле, характерном для конца XIX века. Александр Невский изображен в княжеском кафтане и парчовом плаще, в руке он держит меч. В верхней части киота — два круглых небольших медальона, в которых помещены образы святых страстотерпцев Бориса и Глеба.
В материале использованы фотографии Оксаны Диденко
Как уже было сказано, киоты с иконами Александра Невского и Николая Мирликийского парные, поэтому стоит отметить, что на втором киоте тоже есть такие же круглые медальоны, и в них — образы Спасителя и Богородицы. В обоих случаях эти изображения не случайны и связаны с Житиями святых.
Образы Спасителя и Богородицы традиционно изображают рядом со святителем Николаем, поскольку, согласно преданию, когда святой угодник на Первом Вселенском Соборе ударил еретика Ария в ланиту, то за это его подвергли церковному наказанию: с него сняли епископский омофор, отобрали Евангелие и посадили в темницу, но тут же, как гласит Житие, явились Спаситель, вернувший Святителю Евангелие, и Богородица, протягивающая ему епископский омофор. Тем самым святой был оправдан.
Святые Борис и Глеб связаны с жизнью и подвигами св. Александра Невского. Согласно Житию, накануне Невской битвы 1240 года начальнику стражи Пелгусию было чудесное видение: он видел ладью, плывущую по небу, а в ладье — святые мученики Борис и Глеб. И слышал он, как Борис сказал: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру». Пелгусий поведал о том князю Александру, и тот понял, что пришла небесная помощь, и отправился на битву.
На противоположной, западной стене храма также можно видеть изображения святых патронов собора: Николая Мирликийского и Александра Невского. Эта фреска, оформляющая арку западного входа в храм, написана известным современным иконописцем архим. Зиноном (Теодором) в 2007 году. В центре арки помещен Нерукотворный образ Спасителя на убрусе (полотенце), непосредственно над дверью — образ Успение Пресвятой Богородицы, а с двух сторон арки святые: слева — святитель Николай, справа — Александр Невский. Св. Николай представлен в своем обычном виде — в архиерейских ризах, с Евангелием в руках и благословляющим жестом, а Александр Невский иначе, чем в киотном образе, здесь он изображен в монашеском облачении с жестом молитвенно воздетых рук. Сдержанный и вместе с тем очень изысканный стиль о. Зинона здесь хорошо узнается. Строгий монашеский образ св. благоверного князя, возможно, не очень привычен для наших современников, но он показывает его как молитвенника.
В древнерусской традиции изображения Александра Невского были именно такими, его писали не как князя, а как преподобного и даже схимника. Дело в том, что перед смертью Александр Невский принял постриг с именем Алексий и так был погребен. Церковь канонизировала благоверного князя не только за его военные подвиги, но прежде всего за благочестие, что и подчеркивает его монашеская мантия.
Первые образы Александра Невского появились в XVI веке после его общецерковной канонизации на соборе 1547 года при митрополите Макарии в царствование Ивана Грозного, хотя местное почитание благоверного князя было известно еще с XIII — XIV века. Самыми ранними изображениями считаются образ на иконе-таблетке середины XVI века из Софийского собора Новгорода, где он представлен вместе с преп. Иоанном и Авраамием Ростовским, а также фреска Благовещенского собора Московского Кремля примерно того же времени. И в обоих случаях мы видим, что Александр Невский изображен в монашеском образе: в коричневой ризе и мантии с куколем, закрывающим голову.
В княжеском образе Александра Невского стали писать, начиная с эпохи Петра I. Петр считал себя продолжателем дела Александра Ярославича по защите северо-западных рубежей России. В1710 году в память о Невской битве он основал в Петербурге Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь (с 1797 года лавра), и в 1724 году перенес в него из Владимира святые мощи князя. В том же году Святейший Синод постановил: «Отныне святого благоверного князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святого образ, во одеждах великокняжеских». Именно таким благоверный князь в основном и предстает на иконах с XVIII века.
В нижнем храме Никольского собора, который освящен во имя св. благоверного князя Александра Невского, есть икона, написанная, судя по стилю, в начале XX века. На ней святой изображен в рост и в полном соответствии с постановлением Священного Синода — в княжеской одежде, красных сафьяновых сапогах и горностаевой мантии. Грудь его прикрывает кольчуга, но при этом у святого нет меча, а правая рука прижата к груди там, где висит крест, подчеркивающий принадлежность князя к христианству. Кажется, с первого взгляда, что он держит в руке крест, а так традиционно изображают мучеников. Горностаевая мантия имеет красный цвет, что также соответствует иконографии мучеников. Несомненно, эта ассоциации намеренно подсказана художником. Изображения Александра Невского с крестом в руке действительно встречаются в иконографии. В народе его нередко почитали как мученика, ведь после того как Александр, возвращаясь из очередной поездки в Орду, по дороге заболел и умер, распространился слух, что князь был отравлен в ставке хана. И многие историки соглашаются с тем, что эта версия имеет под собой определенные основания: Александр Невский был молод и обладал крепким здоровьем, когда отправлялся в Орду, а вернулся смертельно больным. Он умер довольно молодым, ему было всего 42 года. На иконе нижнего храма Александр Невский изображен погруженным в раздумья о судьбах Руси и о том непростом пути, который был уготован ему историей.
В трапезной духовенства есть еще одна небольшая икона Александра Невского, написанная также в начале XX века. На ней благоверный князь представлен в образе, близком к предыдущей иконе: он в княжеской одежде, на нем горностаевая мантия и правая рука прижата к груди. Но здесь в левой руке он сжимает меч. Глаза святого направлены к небу, что показывает его устремленность к горнему.
Однако, традиция изображения Александра Невского в схиме тоже не исчезла в постпетровские времена, так продолжали писать благоверного князя старообрядцы и некоторые крестьянские артели, ставшие со временем крупнейшими иконописными центрами, например Палех и Мстера. Так что, можно сказать, до нашего времени дошло две традиции изображения Александра Невского — и как князя, и как монаха. Нередко современные мастера стараются подчеркнуть в образе святого обе его ипостаси — воина и молитвенника. Такой образ мы можем видеть на иконе, написанной петербуржским иконописцем Дмитрием Мироненко (подарок Никольскому храму от наместника Свято- Троицкой Александро-Невской лавры Петербурга архим. Назария). Благоверный князь представлен на этой иконе в княжеских одеждах, но его меч опущен, а правая рука молитвенно прижата к сердцу. Он предстает в молении перед Святой Троицей, образ которой написан в левом верхнем углу иконы. В нижней части иконы изображена Александро-Невская лавра, где ныне хранятся мощи благоверного князя, и он выступает здесь молитвенным покровителем этой святой обители.
В покоях владыки есть еще один образ Александра Невского — это копия знаменитой картины Павла Дмитриевича Корина, подаренная собору Московским правительством. Точнее, это копия средника большого триптиха, написанного Кориным в 1942 году, когда отмечалось 700 лет со дня Ледового побоища. Корину, как иконописцу-палешанину, ученику М. Нестерова, безусловно, был близок образ древнерусского князя. Но художник задумал не просто картину, а триптих на тему Древней Руси. Этот триптих писался в тяжелое для страны время — в разгар войны. На боковых створках триптихах написаны дружинники Александра Невского, молодя женщина и старуха как символы русского народа, которого защищает князь Александр со своей дружиной. Но конечно, смысловое ядро триптиха — это образ Александра Невского. Он стоит на фоне грозового неба, в шлеме и латах, опершись на меч под стягом с Нерукотворным Спасом. Корин изобразил князя как сурового воина, мудрого полководца, защитника Родины. И копия этой картины, находящаяся в Никольском соборе, вполне передает характер оригинала.
Среди икон Никольского собора есть еще один образ Александра Невского. Это икона современного письма, отличающаяся от всех предыдущих своей декоративностью. Благоверный князь предстает на этой иконе перед Христом, изображенным справа в небесном круге, окруженном облаками. Он облачен в княжеские одежды и латы, украшенные золотым орнаментом и драгоценными камнями, на плечах — горностаевая мантия. При этом Александр Невский показан и как воин, его меч хоть и опущен, но обнажен, и как мученик, потому что в левой руке он держит крест.
Святой стоит на берегу реки, за которой видна Александро-Невская лавра. Образ обрамлен расписной килевидной аркой на тонких орнаментальных колонках. Иконописец явно ориентировался на строгановские письма XVII века, для которых была характерна тонкая, почти ювелирная разделка деталей и золотые орнаменты, а также на иконы начала XX века, в которых соединялась иконная и живописная манера.
В заключение стоит сказать, что образы св. благоверного князя Александра Невского, собранные в Никольском соборе Вены, очень интересны и разнообразны, и каждый из них по-своему уникален. В определенной степени они отражают то богатство иконографической традиции, которая сложилась за почти пятьсот лет почитания Александра Невского.
Текст — один из материалов книги «Об Александре Невском из Вены».
Редактор-составитель: Андрей Золотов
Венская и Австрийская епархия Русской Православной Церкви
Сборник «Об Александре Невском из Вены» — издание одновременно парадоксальное и научно-популярное. Парадоксальное — потому что выдающийся государственный и военный деятель и святой XIII века никогда не бывал в Вене и, на первый взгляд, ничто не связывает его и столицу Австрии. Но достаточно взглянуть чуть глубже — и оказывается, что такие связи есть. Научно-популярное, потому что его авторы серьезно, исследовательски подошли к празднованию 800-летия со дня рождения Александра Невского.
Подробнее о книге читайте здесь...