В монашеском облачении, в княжеском образе — как и почему изображают Александра Невского на иконах? Об особенностях иконографического изображения Александра Невского на примере собора свт. Николая в Вене рассказала искусствовед Ирина Языкова в книге «Об Александре Невском из Вены».
Никольский собор в Вене начинали строить в 1893 году при Александре III, закончен он был при Николае II и освящен в 1899 году. Оба храма, входящие в соборный комплекс, посвящены святым покровителям государей: нижний — Александру Невскому, верхний — святителю Николаю Мирликийскому, и образы этих святых присутствуют в соборе, причем в очень разнообразной иконографии.
![Образ Александра Невского в иконографии на примере икон собора свт. Николая в Вене](https://media.foma.ru/2022/01/Nikolskij_kafedralnyj_sobor_Vena0.jpg)
В верхнем храме иконы святых Николая Чудотворца и Александра Невского представлены в восточной части храма, в резных киотах, справа и слева от алтаря. Они написаны непосредственно к освящению храма в 1899 году, одновременно с иконостасом и в том же стиле, характерном для конца XIX века. Александр Невский изображен в княжеском кафтане и парчовом плаще, в руке он держит меч. В верхней части киота — два круглых небольших медальона, в которых помещены образы святых страстотерпцев Бориса и Глеба.
В материале использованы фотографии Оксаны Диденко
Как уже было сказано, киоты с иконами Александра Невского и Николая Мирликийского парные, поэтому стоит отметить, что на втором киоте тоже есть такие же круглые медальоны, и в них — образы Спасителя и Богородицы. В обоих случаях эти изображения не случайны и связаны с Житиями святых.
Образы Спасителя и Богородицы традиционно изображают рядом со святителем Николаем, поскольку, согласно преданию, когда святой угодник на Первом Вселенском Соборе ударил еретика Ария в ланиту, то за это его подвергли церковному наказанию: с него сняли епископский омофор, отобрали Евангелие и посадили в темницу, но тут же, как гласит Житие, явились Спаситель, вернувший Святителю Евангелие, и Богородица, протягивающая ему епископский омофор. Тем самым святой был оправдан.
Святые Борис и Глеб связаны с жизнью и подвигами св. Александра Невского. Согласно Житию, накануне Невской битвы 1240 года начальнику стражи Пелгусию было чудесное видение: он видел ладью, плывущую по небу, а в ладье — святые мученики Борис и Глеб. И слышал он, как Борис сказал: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру». Пелгусий поведал о том князю Александру, и тот понял, что пришла небесная помощь, и отправился на битву.
На противоположной, западной стене храма также можно видеть изображения святых патронов собора: Николая Мирликийского и Александра Невского. Эта фреска, оформляющая арку западного входа в храм, написана известным современным иконописцем архим. Зиноном (Теодором) в 2007 году. В центре арки помещен Нерукотворный образ Спасителя на убрусе (полотенце), непосредственно над дверью — образ Успение Пресвятой Богородицы, а с двух сторон арки святые: слева — святитель Николай, справа — Александр Невский. Св. Николай представлен в своем обычном виде — в архиерейских ризах, с Евангелием в руках и благословляющим жестом, а Александр Невский иначе, чем в киотном образе, здесь он изображен в монашеском облачении с жестом молитвенно воздетых рук. Сдержанный и вместе с тем очень изысканный стиль о. Зинона здесь хорошо узнается. Строгий монашеский образ св. благоверного князя, возможно, не очень привычен для наших современников, но он показывает его как молитвенника.
В древнерусской традиции изображения Александра Невского были именно такими, его писали не как князя, а как преподобного и даже схимника. Дело в том, что перед смертью Александр Невский принял постриг с именем Алексий и так был погребен. Церковь канонизировала благоверного князя не только за его военные подвиги, но прежде всего за благочестие, что и подчеркивает его монашеская мантия.
Первые образы Александра Невского появились в XVI веке после его общецерковной канонизации на соборе 1547 года при митрополите Макарии в царствование Ивана Грозного, хотя местное почитание благоверного князя было известно еще с XIII — XIV века. Самыми ранними изображениями считаются образ на иконе-таблетке середины XVI века из Софийского собора Новгорода, где он представлен вместе с преп. Иоанном и Авраамием Ростовским, а также фреска Благовещенского собора Московского Кремля примерно того же времени. И в обоих случаях мы видим, что Александр Невский изображен в монашеском образе: в коричневой ризе и мантии с куколем, закрывающим голову.
В княжеском образе Александра Невского стали писать, начиная с эпохи Петра I. Петр считал себя продолжателем дела Александра Ярославича по защите северо-западных рубежей России. В1710 году в память о Невской битве он основал в Петербурге Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь (с 1797 года лавра), и в 1724 году перенес в него из Владимира святые мощи князя. В том же году Святейший Синод постановил: «Отныне святого благоверного князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святого образ, во одеждах великокняжеских». Именно таким благоверный князь в основном и предстает на иконах с XVIII века.
В нижнем храме Никольского собора, который освящен во имя св. благоверного князя Александра Невского, есть икона, написанная, судя по стилю, в начале XX века. На ней святой изображен в рост и в полном соответствии с постановлением Священного Синода — в княжеской одежде, красных сафьяновых сапогах и горностаевой мантии. Грудь его прикрывает кольчуга, но при этом у святого нет меча, а правая рука прижата к груди там, где висит крест, подчеркивающий принадлежность князя к христианству. Кажется, с первого взгляда, что он держит в руке крест, а так традиционно изображают мучеников. Горностаевая мантия имеет красный цвет, что также соответствует иконографии мучеников. Несомненно, эта ассоциации намеренно подсказана художником. Изображения Александра Невского с крестом в руке действительно встречаются в иконографии. В народе его нередко почитали как мученика, ведь после того как Александр, возвращаясь из очередной поездки в Орду, по дороге заболел и умер, распространился слух, что князь был отравлен в ставке хана. И многие историки соглашаются с тем, что эта версия имеет под собой определенные основания: Александр Невский был молод и обладал крепким здоровьем, когда отправлялся в Орду, а вернулся смертельно больным. Он умер довольно молодым, ему было всего 42 года. На иконе нижнего храма Александр Невский изображен погруженным в раздумья о судьбах Руси и о том непростом пути, который был уготован ему историей.
В трапезной духовенства есть еще одна небольшая икона Александра Невского, написанная также в начале XX века. На ней благоверный князь представлен в образе, близком к предыдущей иконе: он в княжеской одежде, на нем горностаевая мантия и правая рука прижата к груди. Но здесь в левой руке он сжимает меч. Глаза святого направлены к небу, что показывает его устремленность к горнему.
![Образ Александра Невского в иконографии на примере икон собора свт. Николая в Вене](https://media.foma.ru/2022/01/org_-5097-copy.jpg)
Однако, традиция изображения Александра Невского в схиме тоже не исчезла в постпетровские времена, так продолжали писать благоверного князя старообрядцы и некоторые крестьянские артели, ставшие со временем крупнейшими иконописными центрами, например Палех и Мстера. Так что, можно сказать, до нашего времени дошло две традиции изображения Александра Невского — и как князя, и как монаха. Нередко современные мастера стараются подчеркнуть в образе святого обе его ипостаси — воина и молитвенника. Такой образ мы можем видеть на иконе, написанной петербуржским иконописцем Дмитрием Мироненко (подарок Никольскому храму от наместника Свято- Троицкой Александро-Невской лавры Петербурга архим. Назария). Благоверный князь представлен на этой иконе в княжеских одеждах, но его меч опущен, а правая рука молитвенно прижата к сердцу. Он предстает в молении перед Святой Троицей, образ которой написан в левом верхнем углу иконы. В нижней части иконы изображена Александро-Невская лавра, где ныне хранятся мощи благоверного князя, и он выступает здесь молитвенным покровителем этой святой обители.
В покоях владыки есть еще один образ Александра Невского — это копия знаменитой картины Павла Дмитриевича Корина, подаренная собору Московским правительством. Точнее, это копия средника большого триптиха, написанного Кориным в 1942 году, когда отмечалось 700 лет со дня Ледового побоища. Корину, как иконописцу-палешанину, ученику М. Нестерова, безусловно, был близок образ древнерусского князя. Но художник задумал не просто картину, а триптих на тему Древней Руси. Этот триптих писался в тяжелое для страны время — в разгар войны. На боковых створках триптихах написаны дружинники Александра Невского, молодя женщина и старуха как символы русского народа, которого защищает князь Александр со своей дружиной. Но конечно, смысловое ядро триптиха — это образ Александра Невского. Он стоит на фоне грозового неба, в шлеме и латах, опершись на меч под стягом с Нерукотворным Спасом. Корин изобразил князя как сурового воина, мудрого полководца, защитника Родины. И копия этой картины, находящаяся в Никольском соборе, вполне передает характер оригинала.
![Образ Александра Невского в иконографии на примере икон собора свт. Николая в Вене](https://media.foma.ru/2022/01/org_-5164-copy.jpg)
Среди икон Никольского собора есть еще один образ Александра Невского. Это икона современного письма, отличающаяся от всех предыдущих своей декоративностью. Благоверный князь предстает на этой иконе перед Христом, изображенным справа в небесном круге, окруженном облаками. Он облачен в княжеские одежды и латы, украшенные золотым орнаментом и драгоценными камнями, на плечах — горностаевая мантия. При этом Александр Невский показан и как воин, его меч хоть и опущен, но обнажен, и как мученик, потому что в левой руке он держит крест.
![Образ Александра Невского в иконографии на примере икон собора свт. Николая в Вене](https://media.foma.ru/2022/01/org_-5122-copy.jpg)
Святой стоит на берегу реки, за которой видна Александро-Невская лавра. Образ обрамлен расписной килевидной аркой на тонких орнаментальных колонках. Иконописец явно ориентировался на строгановские письма XVII века, для которых была характерна тонкая, почти ювелирная разделка деталей и золотые орнаменты, а также на иконы начала XX века, в которых соединялась иконная и живописная манера.
В заключение стоит сказать, что образы св. благоверного князя Александра Невского, собранные в Никольском соборе Вены, очень интересны и разнообразны, и каждый из них по-своему уникален. В определенной степени они отражают то богатство иконографической традиции, которая сложилась за почти пятьсот лет почитания Александра Невского.
Текст — один из материалов книги «Об Александре Невском из Вены».
![Образ Александра Невского в иконографии на примере икон собора свт. Николая в Вене](https://media.foma.ru/2022/01/nevskii--e1642096076392.jpg)
Редактор-составитель: Андрей Золотов
Венская и Австрийская епархия Русской Православной Церкви
Сборник «Об Александре Невском из Вены» — издание одновременно парадоксальное и научно-популярное. Парадоксальное — потому что выдающийся государственный и военный деятель и святой XIII века никогда не бывал в Вене и, на первый взгляд, ничто не связывает его и столицу Австрии. Но достаточно взглянуть чуть глубже — и оказывается, что такие связи есть. Научно-популярное, потому что его авторы серьезно, исследовательски подошли к празднованию 800-летия со дня рождения Александра Невского.
Подробнее о книге читайте здесь...