Известность этого эпизода Священной истории (Быт. 3), вспоминаемого особо в
Прощеное воскресение, чрезвычайно велика. К сожалению, широко распространено и невнимательное его прочтение. Обратим внимание хотя бы на то, когда же произошло грехопадение? Не в тот момент, когда Ева вкусила от древа познания, а когда от него вкусил Адам: в его воле было отвергнуть плод, предложенный Евой, но он этого не сделал.
В свое время митрополит Сурожский Антоний говорил о том, что, так сказать, формула отпадения исходит от Адама: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 12). Другими словами, и Бог виноват, и Ева, но только не он сам! И в этом – вся суть грехопадения. Кстати, Ева была проще; в ее словах змей обольстил меня, и я ела (Быт. 3, 13), как представляется, уже можно увидеть предрасположение к сознанию своей вины.
Тем не менее, вина ее велика: созданная помощником мужу (Быт. 2, 18), она вовлекла его в искушение, перед которым он не устоял. И Господь меняет ее статус, говоря, что отныне муж будет господствовать (Быт. 3, 16). Однако изгнание из Эдема происходит именно из-за того, что Адам проявил склонность к лукавству и неверности (Быт. 3, 22-24).Попытаемся хотя бы бегло рассмотреть тему проклятия в Быт. 3, тем более что обычно считается, что Ева была проклята Богом. Но в Библии этого нет. Проклят змей (Быт. 3, 14), проклята земля за Адама (Быт. 3, 17), а поскольку из земли произведены животные и растения, то пагубное последствие первородного человеческого греха распространяется и на них.
Женщине же сказано: в болезни будешь рождать детей (Быт. 3, 16). Проклятие ли это? Вот что говорит Христос (Ин. 16, 21): Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так не уместней ли предположить, что родовые муки – это путь спасения, путь искупления, который в падшем мире легким быть не может, но ведет к радости?
А Адаму предуказано в скорби и в поте лица добывать свой хлеб, который будет нелегким из-за того, что проклятая земля породит сорные травы (Быт. 3, 17-18). Но и здесь уместно предположить, что честный и нелегкий труд ведет к спасению, поскольку является исполнением воли Божией, а стремление от него увильнуть не доводит до добра. И это тоже не проклятие, это скорее завет.
Так согрешившим людям был указан способ искупить грех, что можно считать скорее благодеянием Божиим, нежели проклятием. И даже когда человечество, неоднократно противившееся воле Божией, зашло в тупик, Бог его не оставил, а послал в мир Своего Сына – и не судить мир, а спасти его (Ин. 3, 17).
Читайте также:
ИЗГНАНИЕ АДАМА: НАШЕ ПАДЕНИЕ И НАША НАДЕЖДА