Что ответить на этот вопрос? Для начала можно просто выстроить такую логическую цепочку: человеку свойственно ошибаться, духовник — человек, следовательно, духовнику свойственно ошибаться. Это понимает любой священник, адекватно оценивающий себя и свое духовническое служение. Это должны осознавать и люди, ищущие духовного руководства. Вместе с тем понимание, что духовник бывает не всегда прав, не должно разрушать тот духовный альянс, который сложился между пастырем и пасомым, приводить к разрыву отношений, недоверию и отчуждению. Родители не всегда бывают правы, но это не отменяет нашу любовь к ним, не снижает уровень доверия и принятия. А духовник — это тоже не кто иной, как отец, только духовный.
Одни из важных качеств, позволяющих отличить священника, действительно переживающего за своих духовных чад, болеющего за них душой, от младостарца, упивающегося своей властью над людьми, — осторожность, деликатность и бережное, уважительное отношение к человеку и его выбору. Так, например, приснопамятный протоиерей Димитрий Смирнов, духовным чадом которого мне посчастливилось быть, никогда не давал категоричных ответов на мои вопрошания, но всегда задавал встречный вопрос: «А ты сам как считаешь?» Он умел создать пространство для свободного размышления и диалога, в котором рождались нужные ответы и решения — не навязанные извне, но органично вытекающие из отношений любви и доверия. И в этом смысле задача духовника состоит в том, чтобы помочь человеку научиться брать на себя ответственность за свою жизнь, самостоятельно мыслить и принимать решения. Вспоминая известную притчу о рыбе и удочке, — не просто накормить рыбой, но научить рыбачить.
Поэтому с самого начала очень важно сделать правильный выбор, постараться найти того, кто будет вас понимать и, главное, кого вы будете слышать и слушать. Обрести такого духовника, то есть не просто священника, к которому вы время от времени ходите на исповедь, а пастыря, отношения с которым выстраиваются на основе доверия и духовного родства, непросто. Даже при изобилии храмов и священников, которое есть сегодня в России. Помимо наших усилий тут необходима помощь Божия. Протоиерей Владимир Воробьев вспоминает, что, будучи молодым человеком и всем сердцем желая обрести духовного отца, каждый день молился об этом со словами «Господи, пошли мне такого духовника или старца, который мне говорил бы Твою волю, чтобы я знал, как надо поступать». И его молитва была услышана.
Если духовник — человек, умудренный в духовной жизни, то стоит обязательно прислушиваться к тем советам, рекомендациям и наставлениям в духовно-нравственной сфере, которые он дает на основе Священного Писания и опыта Церкви. Как подчеркивал преподобный Серафим Саровский, «когда я говорю от себя, я часто бываю неправ. Когда я говорю от Бога, по Священному Писанию, тогда надо ко мне прислушиваться». При этом следует понимать, что в вопросах, связанных с недвижимостью, инвестициями, путешествиями, дизайном интерьеров, выбором холодильника и прочими бытовыми вещами, не имеющими отношения к духовной жизни, священник не может выступать в качестве авторитета. И тут ошибки совсем не исключены. Не нужно стремиться переложить на другого человека, пусть даже облеченного священным саном, ответственность за происходящее в нашей жизни, а потом обвинять его, если что-то пошло не так. Духовник — наш спутник и помощник на пути в Царство Небесное. Ответ перед Богом за свою жизнь каждый из нас будет держать лично.