3 марта 2024 — Неделя о блудном сыне, которая продолжает готовить нас к Великому посту. В этот воскресный день Церковь обращается в молитве к апостолам от 70-ти Архиппу и Филимону, мученице равноапостольной Апфии, а также мученикам Максиму, Феодоту, Исихию и мученице Асклипиодоте. Также 3 марта мы чтим память преподобных Евгения и Макария Антиохийских, Досифея Палестинского, ученика аввы Дорофея, Равулы Самосатского, Феодора Санаксарского и мученика Димитрия Волкова.
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 3 марта.
Воскресенье, 3 марта 2024 года, Неделя о блудном сыне
В период подготовки к Великому посту Церковь предлагает нам евангельскую притчу о блудном сыне. Она дает нам образ покаяния, которое невозможно без переосмысления пройденного пути, трезвой оценки своего состояния, желания оставить прежний образ жизни и начать меняться. Блудный сын, расточив все свое наследство, попал в трудное положение. Он практически отчаялся, но вспомнил об отце, о доме и решил радикально изменить свою жизнь. Блудный сын понимает, что по справедливости за свое греховное поведение он ничего хорошего получить не должен, но все равно, движимый раскаянием и надеждой, возвращается к отцу.
Особенности православного богослужения
Тропарь воскресный, глас 6
Ангельския силы на гробе Твоем,/ и стрегущии омертвеша,/ и стояше Мария во гробе,/ ищущи Пречистаго Тела Твоего./ Пленил еси ад, не искусився от него;/ сретил еси Деву, Даруяй живот.// Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе.
Перевод: Ангельские Силы — при гробе Твоем, и охранявшие его омертвели, а Мария стояла в гробнице и искала пречистое Тело Твое. Ты опустошил ад, не потерпев от него, Ты встретил Деву, Дарующий жизнь. Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!
Кондак воскресный, глас 6
Живоначальною дланию/ умершия от мрачных удолий,/ Жизнодавец, воскресив всех Христос Бог,/ воскресение подаде человеческому роду:/ есть бо всех Спаситель,// Воскресение и Живот, и Бог всех.
Перевод: Живоначальною Своею дланию из мрачных глубин всех умерших воскресив, Податель жизни Христос Бог, воскресение даровал человеческой природе, ибо Он — Спаситель всех, Воскресение и Жизнь и Бог всего!
Кондак Недели о блудном сыне, глас 3
Отеческия славы Твоея удалихся безумно,/ в злых расточив еже ми предал еси богатство./ Темже Ти блуднаго глас приношу:/ согреших пред Тобою, Отче щедрый,/ приими мя кающася,// и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих.
Перевод: От отеческой славы Твоей удалившись безумно, я расточил в пороках данное мне Тобой богатство. Потому вопль блудного сына обращаю к Тебе: “Согрешил я пред Тобою, Отче милосердный, прими меня, кающегося, и поступи со мной, как с одним из наемников Твоих!”
На великой вечерне (в субботу вечером) Недели о блудном сыне поются стихиры, поясняющие евангельское чтение последующего воскресного дня, глас 1:
В безгрешную страну и животную вверихся, / посеяв грех, серпом пожав класы лености / и рукоятием связав деяний моих снопы, / яже и постлах не на гумне покаяния: / но молю Тя, превечнаго делателя нашего Бога, / ветром Твоего любоблагоутробия развей плеву дел моих / и пшеницу даждь души моей оставление, // в небесную Твою затворяя мя житницу, и спаси мя.
Перевод: В безгрешную и жизни полную страну я был введен, / но, посеяв грех, серпом пожал колосья нерадения / и снопов — деяний моих — груды собрал, / которыми и устлал гумно — но не для покаяния! / Но прошу Тебя, предвечного Земледельца нашего, Бога, / ветром Твоего благосердия / развей мякину дел моих, / и пшеницу подай душе моей — прощение, / в небесную Твою житницу затворяя меня, // и спаси меня.
Познаим братие, таинства силу, / от греха бо ко отеческому дому востекшаго блуднаго сына / преблагий отец, предустрет, лобзает / и паки своея славы познание дарует: / и таинственное вышним совершает веселие, / закалая тельца упитаннаго, / да мы достойно сожительствуем, / заклавшему же человеколюбному Отцу и славному заколению, / /Спасу душ наших.
Перевод: Познаем, братия, таинства силу, / ибо от греха ко отеческому очагу возвратившегося блудного сына / преблагой Отец, навстречу выйдя, обнимает, / и вновь познание своей славы дарует; / и таинственное для горних Сил совершает веселие, / закалывая тельца упитанного, / дабы мы достойно проводили жизнь / с Заклавшим — человеколюбивым Отцом, // и славною Жертвою — Спасителем душ наших.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, глас 2:
О коликих благ, окаянный, себе лиших! / О какова Царствия отпадох, страстный аз! / Богатство изнурив, еже приях, заповедь преступих. / Увы мне, страстная душе! / Огню вечному прочее осудишися. / Темже прежде конца возопий Христу Богу // яко блуднаго приими мя сына, Боже, и помилуй мя.
Перевод: О сколь великих благ я, жалкий, самого себя лишил! / От какого Царства я отпал, несчастный! / Богатство расточив, которое получил, заповедь преступил. / Увы мне, бедная душа! / Огню вечному ты впредь повинна. / Потому прежде конца воззови Христу Богу: / “Как блудного сына прими меня, Боже, // и помилуй меня!”
В субботу вечером, на утрени к традиционным полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й «На реках Вавилонских», который будет петься еще две субботы подряд.
Также после 3-й песни канона на утрени поется проникновенный седален (тип песнопения в богослужении Православной Церкви) «Объятия Отча... »:
Объятия Отча отверсти ми потщися, / блудно иждих мое житие, / на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, / ныне обнищавшее мое сердце не презри. / Тебе бо Господи, во умилении зову: / согреших, Отче, на небо и пред Тобою.
Перевод: Объятия отеческие открыть мне поспеши: блудно я растратил жизнь мою, на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно! Ныне не презри обнищавшего моего сердца, ибо к Тебе, Господи, в сокрушении взываю: “Согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою!”
Традиции праздника
Неделя о блудном сыне является второй из трех подготовительных недель к Великому посту. Следующая за ней седмица не является сплошной — пост в среду и пятницу не отменяется, но мясо есть еще можно.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 15, стихи 11–32
11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына; 12 и сказал младший из них отцу: "отче! дай мне следующую мне часть имения". И отец разделил им имение. 13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. 14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. 17 Придя же в себя, сказал: "сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих". 20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. 21 Сын же сказал ему: "отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим". 22 А отец сказал рабам своим: "принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26 и, призвав одного из слуг, спросил: "что это такое?" 27 Он сказал ему: "брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым". 28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. 29 Но он сказал в ответ отцу: "вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка". 31 Он же сказал ему: "сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся".
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
Апостольское чтение:
Первое послание Апостола Павла к коринфянам, глава 6, стихи 12–20
12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. 13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. 14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. 15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! 16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. 17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. 18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. 19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? 20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
Комментирует священник Павел (Великанов)
День памяти святых
Апостолы от 70-ти Архипп, Филимон и мученица равноапостольная Апфия (I)
Рассказ о сподвижниках апостола Павла и их служении слушайте на радио «Вера».
Мученики Максим, Феодот, Исихийя и мученица Асклипиодота Адрианопольские (305–311)
Святые пострадали за веру во Христа в Адрианополе, в гонение императора Максимиана. Святые мученики перенесли много страданий, после которых их отдали на съедение зверям, но святые мученики остались невредимы. Только от рук истязателей они приняли мученическую кончину.
Преподобные исповедники Евгений и Макарий Антиохийские (363)
Святые не боялись обличить императора, предавшего веру, и молились о том, чтобы умереть в один день. Слушайте житие подвижников на радио «Вера».
Преподобный Досифей Палестинский, ученик преподобного аввы Дорофея (VII)
Краткое житие ученика преподобного аввы Дорофея слушайте на радио «Вера».
Преподобный Равула Самосатский (около 530)
Подвижник отличался благодатными духовными дарами и за свою жизнь построил несколько монастырей. Святой родился в сирийском городе Самосаты, получил хорошее образование, рано принял постриг. Подвизался в пустынях и горах, подражая святому пророку Илие. Обратил многих язычников в христианство. Получал помощь от императоров на устройство обителей. Всю жизнь преподобный Равула провел в трудах, всегда был кроток, милостив и благожелателен к людям, вместе с тем был и великим молитвенником. Дожил он до 80 лет.
Преподобный Феодор Санаксарский (1718–1791)
Святой Феодор Санаксарский (в миру Иоанн Игнатьевич Ушаков) приходился дядей прославленному флотоводцу праведному Федору Ушакову. В 20 лет преподобный оставил блестящую карьеру офицера в столице и поселился отшельником в лесной чаще на берегах Двины. Слушайте житие подвижника на радио «Вера».
Новомученики и исповедники Российские
Мученик Димитрий Волков (1871–1942)
Чтобы открыть храм Рождества Богородицы в Орехово-Зуеве, он дошел до Верховного Совета. Слушайте житие старосты храма на радио «Вера».
С началом подготовительных недель перед Великим постом заканчивается ежегодное прочтение всего Евангелия на литургиях. В оставшиеся недели по будничным дням будут читаться последние главы евангельских повествований от Марка и от Луки: Вход Господень в Иерусалим, Тайная Вечеря, Гефсиманское борение, взятие под стражу и последующие события до Распятия.
Редакция журнала «Фома» желает вам радости воскресного дня в храме!