На вопросы читателей отвечают священник Андрей РАХНОВСКИЙ, клирик храма во имя преподобного Серафима Саровского в Раево, Москва, и священник Вадим БУЛАТОВ, клирик Свято-Троицкого архиерейского подворья, г. Нижний Тагил (Свердловская область)

Ко мне часто приходят мысли о своем несовершенстве, о том что многое я делаю не так: не то говорю, не то думаю… Наверное, помнить о том, что ты не идеален — это хорошо, но я боюсь, что моя самокритичность приведет меня к унынию. Как избежать этого?

Сергей

Да, всех нас мучает мысль о собственном несовершенстве. Но это нормально, как нормально чувство голода, которое заставляет приготовить себе поесть. Понимание того, что мы несовершенны, заставляет нас меняться.

Главное, чтобы у этого осознания был конструктивный выход. Вы правы в оценке своего состояния, ведь видеть в себе грех — это трезво; но то состояние, в котором Вы в результате оказываетесь, то есть уныние — тоже грех. Более того, так можно сорваться и психологически. Но могу сказать, что любой наш грех и несовершенство совсем по-другому воспринимаются, когда мы открываем его не себе, а Богу — в молитве или на исповеди. Радость очищения от греха придает нам силы для борьбы, Сам Господь исцеляет и поддерживает нас благодатью.

Но это будет в том случае, если в основе нашей жизни лежит любовь к Богу, а не желание непременно избавиться от неприятного чувства вины, больше не испытывать досаду от духовного поражения. Присмотритесь к себе более внимательно — что из перечисленного у Вас стоит на первом месте? Второе и третье — это не духовная жизнь, это болезненная концентрация на себе, а не на Боге, часто порождающая отчаяние. Если на первом месте «Я» со своими «духовными проблемами» — то это тупик, а если любовь — она не даст нам отчаяться, так как она безусловна: Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим 5:8).

А вообще места для уныния в жизни христианина нет. Понятно, что из раза в раз что-то не получается, что мы наступаем на одни и те же грабли, совершаем одни и те же грехи, и до совершенства нам всем очень далеко. Ну и что теперь делать? Упал — встань, упал снова — вставай опять, и другого выхода нет. Во всех святоотеческих творениях подчеркивается: хоть ты и согрешил, все равно продолжай двигаться, тебе нельзя впадать в оцепенение. Совершил грех и унываешь от того, что сделал? Все равно свой путь не прекращай, потому что остановка в пути — это продолжение греха.

Как правильно себя вести, если при мне осуждают человека? Заступиться за него или промолчать? Ведь разговор как-то надо поддерживать, а если я все время буду отмалчиваться, то могу расстроить отношения с близкими.

Нина

С одной стороны, осуждение — это несомненный грех. Даже ваше молчание, когда осуждают других, воспринимается собеседником как знак согласия и тоже является грехом. С другой стороны, если попросить не осуждать, то почти всегда Вас поймут неправильно — то ли вы заодно с тем человеком, которого осуждают, то ли вы стремитесь продемонстрировать моральное превосходство… Отношения будут действительно испорчены.

Вместе с этим такая ситуация — хороший пример того, что наша жизнь не является одномерной и предсказуемой, и ответы на все вопросы найти нельзя. Христос сказал однажды: Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби (Марк 10:16). Проще всего, конечно, прекратить общение с теми, кто вводит вас в искушение — взаимные претензии и обиды здесь не помогут. Но как выйти из такой ситуации еще и с мудростью?

По большей части люди, когда жалуются на кого-то и осуждают, хотят сочувствия по отношению к себе и утешения. Поэтому можно начать сочувствовать такому человеку и жалеть его, не дожидаясь, пока он начнет кого-то яро осуждать. После того, как Вы утешите человека, перевести разговор на другую тему бывает очень легко, да и в дальнейшем Ваш собеседник уже привыкнет к тому, что выбивать сочувствие перечислением своих обид не требуется.

Иногда тема осуждения возникает в непринужденном светском разговоре — просто для того, чтобы заполнить паузу. К такому развитию беседы надо быть готовым — и уметь не поддаваться искушению пустой болтовни, для этого надо учиться настоящему общению. Тогда смена темы разговора будет вполне естественна, а чтобы было о чем поговорить с друзьями, нужно хорошо их знать, и уметь в нужный момент поговорить о том, что для них действительно важно и нужно. Если же «коньком» вашего собеседника является исключительно осуждение других людей, тогда действительно стоит задуматься о том, продолжать ли с ним разговор. Подумайте — а что вообще может такое общение дать собеседникам?

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: