Нательный крест
Нательный крест — видимый символ принад-лежности человека к Церкви, знак его верности Иисусу Христу, распятому на кресте за грехи людей. Крестик надевается на человека в таинстве Крещения, после чего христианин уже не должен его снимать.
Духовное значение
Нательный крест — знак крестного подвига и победы Господа над смертью и диаволом. Он оберегает человека от падших духов, бесов, защищает его от их влияния. Однако нельзя наделять нательный крестик свойствами языческого оберега или талисмана, так как в конечном счете человека защищает не он сам, а сила Божия, Его благодать, освящающая крест. Существует правило св. Василия Великого, запрещающее носить образа на теле как талисман. Иногда это правило распространяют и на нательные кресты, считая, что на них не должно быть изображено Распятие. В этом соображении есть определенная логика. Нательный крест — это не образ для молитвы, а символ участия каждого христианина в крестоношении Христовом.
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.
Материал
Нательный крестик может быть и деревянным, и металлическим, в том числе золотым, серебряным, медным и даже из драгоценных камней. В древности нательные кресты также делали из камня и кожи. Нет ограничений
и в том, на чем Вы будете носить крестик — это может быть цепочка, тесьма или специальный шнурок.
История
Первые христиане, согласно историческим свидетельствам, нательных крестов не носили. Иногда их заменяли медальонами с изображениями закланного Агнца
(образ Спасителя) или Распятия.
Однако впоследствии появились кресты. О необходимости ношения именно крестов, а не медальонов, говорил святой Иоанн Златоуст. Окончательно традиция ношения нательных крестов оформилась к IV веку. Миряне носили их на теле под одеждой, а священнослужители — поверх одежды.
В XI–XIII веках на нательных крестах практически не изображали распятого Христа. Как правило, изображали Господа благословляющего. На некоторых древних крестах, особенно византийских, внизу мог изображаться дракон, символизировавший поверженного дьявола.
В XIV–XIХ веках форма нательных крестов становилась более сложной. Крестики украшались иконами, евангельскими сюжетами и другими христианскими символами. Часто нательный крест представлял из себя композицию Деисис с предстоящими Христу Богородицей, Иоанном Предтечей или другими святыми.
Виды крестов
Тельник
Небольшой нательный крест, пришедший на Русь из Византии. Был распространен у старообрядцев. Тельники были монолитными — металлическими (вырезались из металлической пластины или монеты), каменными или деревянными. Носились на шнурке, продетом в отверстие в верхней части креста. Иногда тельник украшали простым геометрическим или растительным орнаментом.
Энколпион
(др.-греч. нагрудник) — небольшой ковчежец с изображением Христа или святых. Могли быть крестообразной формы или в виде медальона.
Впервые появились в Византии. Энколпионы в форме креста носили, как правило, императоры и епископы. Внутри энколпиона помещались частицы освященной просфоры или частица мощей.
В России энколпионам соответствовали кресты-мощевики.
Восьмиконечный крест
Традиционный нательный крест, в котором вертикальную линию пересекают три поперечных.
Верхняя горизонтальная перекладина — символизирует табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту табличку по приказанию Пилата прибили к кресту перед распятием.
Средняя перекладина является непосредственной частью Креста, к ней были прибиты руки Спасителя.
Нижняя косая перекладина представляет собой подпорку для ног. Приподнятый конец этой перекладины устремляется вверх, к небу, тем самым символизируя распятого по правую руку от Спасителя разбойника, который, уже будучи на кресте, покаялся и вошел с Господом в Царство Небесное. Другой конец перекладины, обращенный вниз, символизирует второго разбойника, который, ругаясь на распятого с ним Христа, закрыл для себя путь к покаянию.