Вопрос читателя:

Добрый день. Я этнический христианин и верю в Бога, люблю свою религию и придерживаюсь ее. К сожалению, с Библией не ознакомился, признаю, моя вина. Сегодня возник спор с моими друзьями-мусульманами на тему, можно ли молиться Иисусу Христу, ведь Он Сын Божий, а люди молится только Богу. Также поднялся вопрос многобожья. Является ли Святая Троица многобожьем?

В силу отсутствия знаний я не смог ответить на их вопросы. Поэтому обращаюсь к вам. Заранее благодарю за ответ.

Эдуард

Ответ священника:

Здравствуйте, Эдуард!

Вы задали сложный и глубокий вопрос, для понимания которого нужен не один ответ священника, а целая лекция. Для начала посоветую Вам работу священника Георгия Максимова «Православие и ислам», чтобы начать разбираться в вопросе.

А для ответа о единобожии и многобожии приведу обширную цитату из работы Василия Ордынского «Ошибки мусульман в понимании христианского вероучения»:

«Основной «богословский» тезис мусульман в полемике с христианством — это тезис о «единобожии» ислама и «многобожии» христианства. Мусульмане, начавшие изучать христианство, в большинстве своем начинают повторять слова мусульманских апологетов о том, что христиане поклоняются трем Богам. Обычно они говорят о том, что христиане поклоняются Богу Отцу (Аллаху), Марии и их Сыну — Иисусу (Это написано в Коране). Реже они утверждают, что Отец, Сын и Святой Дух Святой Троицы — это три разных Бога. Понятно, что ни первое, ни второе утверждение не имеют ничего общего с христианским учением. Тем не менее, миф о том, что христиане поклоняются трем Богам, — это один из самых устойчивых стереотипов мусульман.

Позиция мусульман в вопросе о Святой Троице очень похожа на позицию, которую в свое время озвучивали представители многих псевдохристианских сект: динамистов, медалистов (патрипассиан), павликиан, савеллиан, мариамистов и т.д., которых принято называть антитринитариями. Истоки подобного ложного понимания догмата о Святой Троице уходят корнями в далекое прошлое, еще к III веку нашей эры.

По всей видимости, именно позицию секты мариамистов по вопросу о Святой Троице основоположник ислама Мухаммед воспринял как учение Христианской Церкви.
В Коране Мухаммед резко возражает против позиции мариамистов, правда — одновременно возражая против Божественной Сущности Иисуса Христа: «И вот сказал Аллах: «О, Иса, сын Мариам! Разве ты сказал людям: „Примите меня и мою мать богами кроме Аллаха“?» (5:116).

Другие места Корана свидетельствуют о том, что точку зрения мариамистов Мухаммед воспринимал как истинно христианское учение о трех Богах (Суры 4:169; 5:77; 6:101).
Ересь мариамистов появилась и распространилась в околоаравийских регионах в V веке н.э., еще до возникновения ислама. Сторонниками этого учения стали бывшие язычники, которые до знакомства с христианством поклонялись богине Венере, «царице неба». Однако, приняв христианство, они фактически не отказались от этого культа. Это привело к ложному пониманию учения Церкви.

Считая себя христианами, вместо Венеры объектом поклонения они избрали Деву Марию (отсюда и их название).

Мариамисты, как и «христиане», описанные в Коране, действительно учили, что существует три Бога: Бог Отец, Мария и Их Сын Иисус Христос. На самом же деле, Церковь не считает Деву Марию богиней.

Православная Церковь боролась против ереси мариамистов и категорически отвергала ее, отлучая ее адептов от Причастия.

К концу VII века, когда учение ислама уже окончательно утвердилось и текст Корана (в 651 году) был утвержден и канонизирован мусульманами, ересь мариамистов была полностью искоренена — данная секта просто исчезла.

Однако их еретическое учение осталось на страницах Корана и в мировосприятии мусульман, среди которых до сих пор бытует мнение, что Троица христиан — это Бог Отец (Аллах), Мария и Иисус Христос.

В действительности, учение Церкви не имеет ничего общего с многобожием, поскольку учит, что Бог един в Трех Лицах. Святая Троица — это Отец, Сын и Святой Дух, что полностью сообразуется с данными Священного Писания.

Иисус Христос не противопоставлял себя Богу Отцу, но учил, что «Я и Отец — одно. Видевший Меня видел Отца. Я в Отце, и Отец во Мне» (Ин.10:30; 14:9; 14:10).

Мусульмане часто ссылаются на слова Корана: «Поистине, Бог — только единый Бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок» (4.171).

«Бог один, не рождал Он и не был рожден» (114.2 3) Они не понимают того, что, согласно учению Церкви, Бог Отец вовсе не рождал Бога Сына в физическом смысле".

Как видите, вопрос сложный поскольку предполагает углубление в самую важную часть православного богословия — учения о Святой Троице. Это требует времени, желания читать книги и некоторой предварительной подготовки.

Если Вам интересно разобраться до конца в этом вопросе, советую записаться на катехизаторские курсы при храме. Есть возможность изучения Православия и в сети интернет, например, на онлайн-курсах ПСТГУ. Надеюсь, что Вы сможете укрепиться в вере, изучая её основы.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
12
Сохранить
Поделиться: