Мужчина и женщина: была ли Ева помощницей Адаму?

Тезис «Ева — помощница Адама» надолго стал оправданием неравенства полов. Сомнений, что может быть иначе, не возникало еще многие сотни лет, пока технологический прогресс и ход истории не освободил женщину от оков быта. Однако в том, что между мужчиной и женщиной есть различия, не сомневается никто. Но в чем духовный смысл этих различий? Действительно ли неравенство сводится к тому, что женщина — слуга мужа? Не закралась ли в библейский текст ошибка, и женщина был создана Богом лишь в помощники Адаму?

 

Жена на «службе» мужа, или неточность перевода?

Согласно Библии, разделение человека на два пола является неким призывом к еще большей полноте. Но в чем состоит эта полнота и как осуществляется, каковы в идеале отношения между двумя людьми разного пола?

Найти прямые ответы на подобные вопросы в библейском тексте непросто, ведь перед автором Библии не стоит задача дать подробное пособие по семейному счастью или стать учебником психологии отношений. Однако для всех библейских религий Книга Книг — это система координат всей жизни, высшее откровение и бесспорное свидетельство о мире и человеке. Значит и «искусство» человеческих отношений, их смысл можно найти на ее страницах.
Итак, что же в Библии говорится о смысле «полового сепаратизма»?

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт 2:18).

Бог Библии создает жену как «помощника» для мужа. Наверное, в Библии нет более важного слова, когда речь идет о тайне отношений между Адамом и Евой, чем простое — «помощник». Однако именно этот очевидный по содержанию фрагмент текста вызывал и вызывает до сих пор множество вопросов и недоумений. Не говоря о том, сколько ошибок и абсурдностей стали следствием неверного толкования именно этого места.

Еще блаженный Августин удивлялся: «Ну какая же Ева помощница? В каком смысле? Какое странное наименование! Для чего вообще должна была явиться эта помощница? Нет иного ответа, как только для рождения детей...» И продолжая свое размышление, оставаясь предельно откровенным, Августин риторически вопрошает: «Если не для рождения детей, то для чего? Если для того, чтобы вместе обрабатывать землю, то помощником скорее был бы дан мужчина... Если допустить, что муж скучал от одиночества, то в интересах собеседования сообразнее было бы жить вместе друзьям, чем мужчине и женщине».

Впрочем, для V века, еще не знавшего женщин в политике, бизнесе и школе, вопрос Августина «для чего?» был максимально конкретен. К тому же Блаженный Августин не только не знал еврейского языка, но и не был знаком с греческим текстом Библии. Вслед за ним, имея в распоряжении только латинскую Вульгату* того же мнения придерживается Фома Аквинский и вся западная богословская мысль.
Такое «специфическое» понимание одного-единственного слова Библии определило в западной культуре и отношение к женщине.

В самом деле, какую еще помощь Ева может оказать Адаму, ведь она уступает ему в силе?

Поэтому западные богословы единственное объяснение слову «помощник» находили в принципе деторождения. А для чего же еще, как не для рождения детей создана Ева? Жена сотворена не иначе, как чтобы муж господствовал над ней, а она имела к нему служебное отношение, — добавляют Августин и Фома Аквинский.

Чтобы разобраться, о чем действительно идет речь, вернемся к тексту Библии. Еврейский оригинал книги Бытия повествует далеко не о «помощнике». Употребленное здесь слово «эцер» куда глубже по содержанию, чем кажется на первый взгляд. Так православный богослов и историк профессор Сергей Троицкий (1878–1972) предлагал переводить семитское «эцер» как «восполняющая бытие». Ева выступает не просто помощницей, а «той, которая будет стоять лицом к лицу с ним, с Адамом».
Мысль очень емкая: муж и жена могут стоять лицом к лицу, как бы созерцая друг друга, проникая в глубины один другого, наполняясь новым содержанием. Они могут видеть друг в друге всю красоту образа Божия. Это сама вечность, которая через любовь соединяет двух в единое целое. Именно поэтому, как писал французский философ Габриель Марсель, сказать человеку: «Я тебя люблю» — то же, что сказать ему: «Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь». Ибо, по слову апостола Павла, любовь никогда не перестает (1 Кор 13:8).

Иначе говоря, речь идет не столько о помощи в труде и родовой функции, а о восполнении самого бытия. Содействие же в труде, рождение потомства мыслится, скорее, как последствие этого восполнения. Муж обладает тем, чего не достает жене, а жена имеет то, что не хватает природе супруга. Она та, через кого Он может стать чем-то большим. Он тот, посредством кого Она вырастает в полную меру. Это различие — не взаимоотталкивающее, а взаимодополняющее, взаимообогащающее. Они вместе только потому, что различны.

Как писал в IV веке святитель Григорий Богослов, «Бог совершил подлинно величайшее чудо, разделив корень и семя многообразной жизни на две части и влил в недра обоих любовь, побудив их стремиться друг к другу».

Увы, ни латинский, ни греческий переводы Библии не передают в полноте удивительный смысл слова «эцер». Впрочем, восточные богословы и не принимали то узкое представление о назначении женщины, которое предлагает блаженный Августин, говоря о рождении детей. Среди святоотеческих писаний встречаются мнения, по смыслу близкие к еврейскому оригиналу. Так, греческие Отцы Церкви называли Еву не просто детородительницей, но полноценным спутником Адама в его жизни. Она та, в ком Адам созерцает самого себя, то есть его отражение, «alter ego».

В какой-то момент и сам Августин начинает сомневаться в справедливости своего суждения. Уже позже он говорит о некоей «святой дружбе» мужа и жены.

Итак, согласно Библии, в совместной жизни Адама и Евы происходит полное изменение человека, расширение его личности. Бог как бы опосредованно — сначала через познание человеком мира (наречение имен), а затем через взаимное познание мужчины и женщины — приводит человека к полноте бытия.

 

Стыд есть страх

Но действительность свидетельствует об обратном. И часто ответом на вопрос о причинах расставания людей слышится: «были слишком разные». Почему же эта разница между людьми, которая, согласно библейскому тексту, была задумана Творцом, осознается нами как трагедия? Ответ находим уже в третьей главе книги Бытия, где рассказывается о грехопадении. Грех входит в жизнь первых людей и в мир. Адам и его жена не устояли в любви Божией и лишаются Вечного вместе с вечностью. Именно здесь мы впервые узнаем значение имени Ева. Роду человеческому грозит опасность навсегда исчезнуть с лица земли — ведь бессмертие потеряно. Смерть входит в природу человека. Адам в ужасе, он и весь род его обречен на гибель, и в последней надежде он прозревает таинство родов и нарекает имя жене своей. Отныне она — Ева (буквально с еврейского — жизнь), ибо стала матерью всех живущих (Быт 3:20).

Это уже не «восполняющая бытие», не просто «Иша»*, а та, которая родит детей, даст роду человеческому жизнь. Грех, согласно Библии, не только меняет социальные отношения мужа и жены — он порождает и их отчужденность друг от друга, ломает их природу, убивает в Еве ту, через которую Адам был призван расти. Адам отныне перестает быть тем, через которого Ева стремится к полноте.

Теперь их задача — продлить род, то есть воплотить для начала хотя бы один из аспектов своих отношений. А подлинная человечность становится сложной перспективой, ведь отныне между мужчиной и женщиной возникает чуждость, страх, недоверие. Их некогда блаженная разность превращается в проблему, а отношения теряют глубинный смысл.

Раньше они были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2:25), теперь же открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт 3:7). Но стыд появляется только там, где нет любви, где существует чуждость. Мы стыдимся именно того взгляда, который осознаем как чужой. Адам и Ева, выпав из тайны взаимной любви, обречены на одиночество и взаимное недоверие. Отныне все, что будет происходить в их мире, будет более похоже на битву, а не на восполнение бытия. «Другой» отныне — мой враг, чужой и странный.

Как же здесь быть? Неужели этот страшный разрыв неизлечим, неужели он — хроническое заболевание? Евангелие со всей убедительностью заявляет обратное. Как в Ветхом Завете величайшим чудом, венцом и смыслом творения выступает брачная пара — Адам и Ева, так и в Новом Завете, свое первое чудо Христос совершает на брачном пиру (см. Ин 2:1-11).

Очевидно, что язык Священного Писания полагает параллели между этими событиями. Бог не отвернулся от людей, не покинул и не оставил их навеки во взаимном одиночестве. Эта перспектива роста, возвращение людей к полноте бытия и общению по-прежнему осознается Библией как первостепенная. Ведь любовь есть дар Божий. И именно любовь должна преодолеть пропасть, возникшую между сынами Адама и дочерьми Евы.

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6).

 

Вместе и навсегда

В мире, где разобщенность и противоположение осмысливается как норма, брак действительно можно назвать чудом, превосходящим все естественные состояния. Потому что пребывание в браке — это единственная возможность двум совершенно разным людям, благодаря взаимной любви, стать едиными.
Апостол Павел в Послании к Ефесянам называет отношения между мужчиной и женщиной великой тайной, подобной отношению Христа и Его Церкви (см. Еф 5:21-33). Жизнь в браке апостол сравнивает с богообщением! Такая сильная параллель свидетельствует о том, что любовь в браке является абсолютным восстановлением потерянного восполнения.

Адам и Ева вместе начинали жизнь на земле, в раю, вместе были изгнаны из рая, вместе растили детей, пережили смерть Авеля от рук Каина и другие скорби, выпавшие на их долю. Они даже вместе отошли в мир иной, и оба оказались в аду. Эту горькую чашу потери первоначальной любви, богооставленности Адам и Ева испили, не покинув друг друга, — это их глубочайший покаянный шаг.

В православной традиции на иконе Воскресения Христова изображено сошествие во ад Христа, Который выводит из преисподней… этих двух людей, сохранивших верность друг другу до конца. Они вместе жили, вместе умерли и вместе были спасены Христом. Речь идет уже не о двух человеческих судьбах, но об одной судьбе двух людей, связанных неразрывно, навечно.

Читайте также:

Первая статья Игоря Петровского из серии "Мужчина и женщина" — "Мужчина и женщина: Ошибка Бога или полнота счастья?

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (17 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
1 января 2008
Журнал№:
Поделиться:

  • :)
    :) 1 год назадОтветить

    а что если подумать, что Ева последнее создание Бога..... так почему последнее же? может, потому что наконец совершенное......

  • Алиса
    Алиса 1 год назадОтветить

    Ева была ОТРАЖЕНИЕМ Адама. Его женской стороной. И об "помощнице" тут говорить глупо.
    Сколько можно верить этой нелепице про ребро, из которого была сотворена Ева? Слово "ребро" переводится как грань, отражение. К сожалению, не помню с какого древнего языка, на котором была написана изначальная Библия. Так считает Митрополит Антоний Сурожский. Книга Уверенность в вещах невидимых. Последние беседы (2001-2002)

    Очень нечестно сравнивать какие-то достижения: мужские и женские в науке, технике и прочем. Женщины ведь начали только недавно этим заниматься. А до этого мужчины их ограничивали. И сейчас пытаются, такие, как вы, Алекс, показать им свое место. Другого унизит проще, чем возвыситься самому, вот уж воистину.

  • Алекс
    Алекс 2 года назадОтветить

    Наполненные софистикой текст... разбирать каждую фразу - долго - но в кратце: манипуляция искомым словом - выдавание желаемого за действительное: попытка придать слову "помощница" иной смысл (при этом не приводя этимологии слова), манипуляции при некорректном сравнении(любовь отожд. венчости - явная подмена, казуистика), отрицания очевидных вещей (если убрать то, что Создатель вложил влечение к женщине, причем физиологически неконтролируемое, в мужчину - женщина мужчине не будет нужна чуть менее чем полностью; этот факт отрицать - отрицать очевидную действительность), к этому: вера в иллюзию женский способностей руководить, способностей в политике, и т.п., где, как и в планировании созидательных вещей, где прерогатива мужчины, чисто технически - явные попытки делать то, где силенок маловато. Они есть - но правда, обычно на зло: планировать причинить вред не понравившейся личности, сделать подляну, а потом искать оправдания - это искомо женское, ибо детское и инфантильное и это факт - и этим страдают также инфантильные мужчины, которых воспитывали мамы, подавляя у них мужское начало (углубитесь, понаблюдайте, если кто не согласен - и все сами увидите). Попытка возвысить женщину - поднять с уготованного ей места - и возвести выше мужчины (чего стоит фраза: "в Еве ту, через которую Адам был призван расти" -а расти, как известно, можно только ОТ того, кто выше - таким образом женщину ставится, как пример для мужчины - хотя именно женщины - и пример этому феминизм - желают быть наравне с мужчинами, быть похожими на них, вечно соревнуются, сравнивают, во всем - и это если абстрагироваться от попыток "равенства результата", - вместо "равенство возможностей", - чем феминизм и страдает... Не видел ни одного мужчину, который хотел сравниваться с женщиной, соревноваться с ней в чем-то, хоть женские способности, как умения, дары - как игра на фортепиано, освоить компьютер, игру - не отстают от мужских - ибо это навык, просто тренировка и навык. Но даже проффесионалы женщины не уделают проффесиналов мужчин в спорте, по нормативам, если будут равные условия; И тут не только физиология. в договороспособностях, в умении руководить, вести дискуссии - по практике все женщины скатываются в демагогию, мужчины терпят до последнего (депутаты не в счет - это их работа). женщина, пытающаяся руководить, бизнес-леди, женщина-крутойначальник - не выглядит женственно, она отвращает, для отношений не подходит. Спросите мужчин. Не уделают - ибо под разное они заточены, вот и всего. Это знают даже мальчишки в первом классе. Почему так? что мужчины не пытаются соревноваться с женщинами, а обычно женщины пытаются доказать мужчинам, что они лучше?: ибо в мужчине есть все, что надо, изначально. И не даром Ева из ребра, ИЗ Адама. Читайте послания Павла, оно ПЕРЕЧЕРКИВАЕТ эти попытки в статье поставить женщину выше мужчины или уровнять по соц.статусу, по соц. и ранго-уровню.).
    Это если насколько возможно кратко.

    • Сергей
      Сергей 5 месяцев назадОтветить

      Сводить всё к влечению - на мой взгляд неправильно.
      А дружба тогда между мужчинами - она зачем? Там же нет полового влечения? ...

      Сдается мне, вы цитируете популярные нынче мысли, которые лишь продолжают вбивать кол между мужчинами и женщинами, сея между ними вражду.

      То, что женщины где-то руководят - проблема не в этом. Проблема в том, что как мы, так и они - мы идём туда, куда нам уготовано современностью (осознанно или нет), где вместо того, чтобы создавать семьи и следовать заповедям Христовым, где женщине во всём слушаться мужа, а мужу быть главой и любить жену как самого себя - протаскивается идея, что мы друг другу не нужны, где вместо единства - идея о конкуренции, где влечение поставлено вместо любви, а не как дополнение, где вместо мужа у женщины на первом месте стоит государство, а где вместо жены у мужа - по сути вторая мама, а сам мужчина продолжает оставаться ребенком.
      Женщинам говорят, что быть замужем - это плохо, что лучше перепробовать много мужчин и идти делать карьеру - и они пробуют много мужчин и идут делать карьеру
      Мужчинам говорят, что жена и дети - это абуза, одна жена - это скучно, лучше много женщин, веселье, выпивка и прочее.

      Женщины такие - потому что их такими воспитали, в безбожное время. Но и мужчины то не лучше - точно такие же безбожники.

      И реальность такова, что есть женщины, которые хорошо руководят и есть мужчины, которые делают это плохо, хотя на мой взгляд мужчины для этого подходят лучше.
      Есть женщины, которые хорошо деруться. Есть женщины, которые хорошо думают. И есть мужчины, которые этого делать не умеют.
      Проблема не в том, что они не умеют или умеют этого делать - проблема в том, что мы не следуем заповедям. Если бы у вас например была жена, которая хорошо справляется с руководством большого хозяйства, умеет хорошо считать, трудиться на совесть и при этом вы ей глава - для вас это было бы плохо? ...

      Женщины сравнивают себя с мужчинами не потому что они плохие, а потому что их так воспитали. А мужчины видят в них или способ удовлетворения или как замену маме - потому что их так тоже воспитали. И ничего хорошего как для одних, так и для других в этом нет.

      Статья не ставит женщину выше мужчины, равно как и наоборот. И что значит выше?

      В Христе мы все едины.

      Выше значит лучше? Тогда с какой бы стороны к этому не подходить, это геноцид. Например, феминизм прикрывается борьбой за равенство прав, а по сути - считает женщин лучше. А если утверждать, что все женщины тупые и никчемные и потому мужчины лучше - так это тот же феминизм, только наоборот.

      Если говорим про то, что муж глава жене, а жена во всем да слушает мужа - так это не лучше или хуже, это разность, это один из аспектов того, как мы должны соединяться в единство и взаимную заботу друг о друге. Здесь нет места конкуренции.

      Женщинам говорят, что слушаться мужа - это плохо, что надо быть как минимум не хуже, а то и лучше.
      Но с другой стороны, мужчин-то не учат быть главой. Вот станут вдруг все женщины послушные - что мужчины будут делать? Это как поставить во власть того, кто не умеет руководить. Обе "детали" одного механизма поврежденные, к сожалению. Одни не умеют слушаться, другие не умеют руководить.

      Ну и про рост Адама через Еву. Почему вы думаете, что Бог не мог заложить в женщину то, что помогло бы мужчине расти? Мужчина в женщине может увидеть своё отражение - разве одно лишь это не может помочь самому мужчине что-то осознать о самом себе, чтобы потом это исправить и потом помочь это исправить женщине?

      А вы не замечали, как в современных семьях, где женщине так или иначе отводится роль ведущий (опустим причины этого), нужно принимать решения, нужно думать о том, как воспитывать ребёнка, нужно думать, как тратить деньги - разве это не является полезной информацией для мужчины, осознав которую он может понять, что он занимает не ту роль, что женщина делает не свое дело? Разве через это он не может стать лучше?

      Я не то чтобы защищаю женщин и ругаю мужчин.
      Просто мы все тонем в грехах.

      Если мужчины плохие (по версии женщин) - женщины такие же.
      Если женщины плохие (по версии мужчин) - мужчины такие же.

      Нам нужно всем каяться, просить прощения и вразумления для исправления себя.

    • Сергей
      Сергей 5 месяцев назадОтветить

      Сводить всё к влечению - на мой взгляд неправильно.
      А дружба тогда между мужчинами - она зачем? Там же нет полового влечения? ...

      Сдается мне, вы цитируете популярные нынче мысли, которые лишь продолжают вбивать кол между мужчинами и женщинами, сея между ними вражду.

      То, что женщины где-то руководят - проблема не в этом. Проблема в том, что как мы, так и они - мы идём туда, куда нам уготована дорога современностью, осознанно или нет, где вместо того, чтобы создавать семьи и следовать заповедям Христовым, где женщине во всём слушаться мужа, а мужу быть главой и любить жену как самого себя - протаскивается идея, что мы друг другу не нужны, где вместо единства - идея о конкуренции, где влечение поставлено вместо любви, а не как дополнение, где вместо мужа у женщины на первом месте стоит государство, а где вместо жены у мужа - по сути вторая мама, а сам мужчина продолжает оставаться ребенком.
      Женщинам говорят, что быть замужем - это плохо, что лучше перепробовать много мужчин и идти делать карьеру - и они пробуют много мужчин и идут делать карьеру
      Мужчинам говорят, что жена и дети - это абуза, одна жена - это скучно, лучше много женщин, веселье, выпивка и прочее.

      Женщины такие - потому что их такими воспитали, в безбожное время. Но и мужчины то не лучше - точно такие же безбожники.

      И реальность такова, что есть женщины, которые хорошо руководят и есть мужчины, которые делают это плохо, хотя на мой взгляд мужчины для этого подходят лучше.
      Есть женщины, которые хорошо деруться. Есть женщины, которые хорошо думают. И есть мужчины, которые этого делать не умеют.
      Проблема не в том, что они не умеют или умеют этого делать - проблема в том, что мы не следуем заповедям. Если бы у вас например была жена, которая хорошо справляется с руководством большого хозяйства, умеет хорошо считать, трудиться на совесть и при этом вы ей глава - для вас это было бы плохо? ...

      Женщины сравнивают себя с мужчинами не потому что они плохие, а потому что их так воспитали. А мужчины видят в них или способ удовлетворения или как замену маме - потому что их так тоже воспитали. И ничего хорошего как для одних, так и для других в этом нет.

      Статья не ставит женщину выше мужчины, равно как и наоборот. И что значит выше?

      В Христе мы все едины.

      Выше значит лучше? Тогда с какой бы стороны к этому не подходить, это геноцид. Например, феминизм прикрывается борьбой за равенство прав, а по сути - считает женщин лучше. А если утверждать, что все женщины тупые и никчемные и потому мужчины лучше - так это тот же феминизм, только наоборот.

      Если говорим про то, что муж глава жене, а жена во всем да слушает мужа - так это не лучше или хуже, это разность, это один из аспектов того, как мы должны соединяться в единство и взаимную заботу друг о друге. Здесь нет места конкуренции.

      Женщинам говорят, что слушаться мужа - это плохо, что надо быть как минимум не хуже, а то и лучше.
      Но с другой стороны, мужчин-то не учат быть главой. Вот станут вдруг все женщины послушные - что мужчины будут делать? Это как поставить во власть того, кто не умеет руководить. Обе "детали" одного механизма поврежденные, к сожалению. Одни не умеют слушаться, другие не умеют руководить.

      Ну и про рост Адама через Еву. Почему вы думаете, что Бог не мог заложить в женщину то, что помогло бы мужчине расти? Мужчина в женщине может увидеть своё отражение - разве одно лишь это не может помочь самому мужчине что-то осознать о самом себе, чтобы потом это исправить и потом помочь это исправить женщине?

      А вы не замечали, как в современных семьях, где женщине так или иначе отводится роль ведущий (опустим причины этого), нужно принимать решения, нужно думать о том, как воспитывать ребёнка, нужно думать, как тратить деньги - разве это не является полезной информацией для мужчины, осознав которую он может понять, что он занимает не ту роль, что женщина делает не свое дело? Разве через это он не может стать лучше?

      Я не то чтобы защищаю женщин и ругаю мужчин.
      Просто мы все тонем в грехах.

      Если мужчины плохие (по версии женщин) - женщины такие же.
      Если женщины плохие (по версии мужчин) - мужчины такие же.

      Нам нужно всем каяться, просить прощения и вразумления для исправления себя.

Загрузить ещё