Давайте посмотрим, как относился к Ветхому Завету Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий, чье воплощение на земле в образе человека ознаменовало начало новозаветной эпохи. Его проповеди, поучения и высказывания изобилуют цитатами из библейских книг и древних пророчеств, отсылают слушателей и вопрошателей к постановлениям закона Моисеева. В то же время Он говорил и делал многое из того, что не укладывалось в формы благочестия, сложившиеся к тому времени. Тем, кто открыто или в глубине души удивлялся Его словам или находил в них несоответствие с привычным пониманием ветхозаветного учения, Спаситель однажды дал такой ответ: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф 5:17).

Исполнить здесь означает не столько выполнить, сколько наполнить доверху, восполнить. Таким образом, признавая ценность Ветхого Завета, закона и пророчеств, Христос хотел придать ему истинное значение, раскрыть заложенный в нем смысл, который, по собственным словам Господа, заключается в двух заповедях: о любви к Богу и любви к ближнему. Вспомним, что, когда один из законоучителей спросил Иисуса, какая наибольшая заповедь в законе, Тот ответил: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:37–40).

Но что же тогда означают слова апостола Павла конец закона — Христос (Рим 10:4) и почему поведение Спасителя и Его учеников регулярно вызывало возмущение со стороны фарисеев и книжников, видевших в нем намеренное поругание установлений Ветхого Завета? Если мы внимательно посмотрим на эти эпизоды, нашедшие отражение в Евангелии, то обнаружим, что все они связаны с нарушением не столько предписаний закона, сколько тех формальных норм и правил, которые были разработаны толкователями Ветхого Завета и которые полностью погребли под собой его подлинное духовное содержание.

Приведем пример. Едва ли не больше всего фарисеев раздражало то, что Христос публично исцелял людей в субботу, в то время как закон Моисеев запрещал в этот день работать и предписывал посвящать его Богу. Постепенно под работой иудейские законники стали понимать все виды деятельности. Книжники проводили время в ожесточенных спорах о том, можно ли в субботу поднять лампу и поставить ее в другое место, будет ли нарушением закона, если портной выйдет в субботу из дома с иглой, заколотой в складки одежды, может ли покинуть дом человек, имеющий протез, или ношение протеза можно расценить как перенесение с места на место тяжести, а это уже есть ни что иное как работа. Лечить в субботу тоже запрещалось. К лечению были вправе прибегать только в случае угрозы для жизни, да и то оно должно было ограничиваться лишь самым необходимым, чтобы больному не стало хуже. Радикально улучшать состояние пациента запрещалось: например, на открытую рану дозволялось наложить повязку, но не целебную мазь.

Надо ли говорить, что это нагромождение правил затемняло истинное содержание заповеди, данной Богом Моисею? Посвящать субботу Богу вовсе не подразумевало проведение этого дня в праздности. Да, в этот день нужно было отложить повседневный труд, отбросить будничную суету. Но для чего? Чтобы послужить Богу. Но как лучше всего мы можем послужить Богу? Оказав любовь и милосердие ближнему, что всегда сопряжено с трудом и усилием. Об этом и свидетельствовал Христос, когда творил добро, исцелял людей, заостряя внимание Своих современников на подлинном содержании и смысле закона.

У Ветхого Завета была одна очень важная функция — подготовить человечество к принятию Благой Вести. Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя (Гал 3:24–25). У слова детоводитель есть греческий аналог, смысл которого нам понятнее, — педагог. Значение Ветхого Завета — педагогическое, подготовительное. Это означает, что не все ветхозаветные нормы и установления актуальны для нас сегодня, уже после пришествия Спасителя. Но Церковь со времен Христа и апостолов всегда почитала Ветхий Завет как слово Божие, так что даже в Символе веры мы исповедуем веру в Святого Духа, говорившего через пророков Ветхого Завета.

12
0
Сохранить
Поделиться: