Вопрос читателя:

Здравствуйте. Можно в церковь ходить не обрезанным, если ты это не хочешь? Я крещëный.

Рустам

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Рустам!

Таинство Крещения полностью заменило для христиан ветхозаветный обряд обрезания, как видимого символа присоединения человека к завету с Богом. Об этой смене пишет святой апостол Павел. По слову апостола, плотское обрезание иудеев заменяется у христиан обрезанием духовным: «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11). Так что Вам не нужно обрезываться, чтобы посещать храм.

Вопрос о необходимости обрезания для христиан решился на апостольском соборе в 51 году по Р.Х. О ходе и результатах обсуждения отношения христиан к ветхозаветным заповедям можно прочитать в рассказе об этом соборе в 15 главе книги Деяний святых апостолов. Естественно, обсуждение остальных заповедей началось с вопроса об обрезании.

Опуская ход дискуссии, сразу напомню решение этого апостольского собора: «угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15, 28-29).

В послании к Римлянам апостол Павел пишет: «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха. Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании» (Рим. 4:7-12).

Апостол разъясняет, что не факт обрезания праотца Авраама сделал его отцом всех верующих, а праведность и вера в Бога. Это разъяснение – часть полемики с иудеями, которые верили, что спасены именно по факту обрезания. Чуть ранее, в том же послании к Римлянам святой апостол пишет:

«Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2, 17-29).

Думаю, что слова апостола достаточно убедительно призывают нас к тому, чтобы обрезывать своё сердце от греха, исполняя заповеди. И никакого другого обрезания для христианина не нужно.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: