Вопрос читателя:
Здравствуйте. Может ли, согласно церковным канонам, человек, когда-то проливший кровь живого существа (охота, развлечения и пр.), входить в алтарь и совершать Таинство бескровной жертвы евхаристии?
Ольга
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Ольга!
В среде православного духовенства сложилась устойчивая традиция, запрещающая священнослужителю пролитие вообще какой-либо крови. Однако, внимательно изучив корпус канонического права Русской Православной Церкви, я обнаружил лишь указание 135 главы Номоканона при Большом Требнике: «Священник ловец, или птицоятель, да есть празден три месяцы». Толкование этого правила гласит, что священнослужитель, участвовавший в убийстве животных ради развлечения, подлежит запрету в священнослужении на 3 месяца.
Возможно устоявшаяся практика непролития крови священниками связана с расширительным толкованием запрета на убийство человека: «Аще кто, хотя невольно, будет осквернен убийством, такового, как уже соделавшегося нечистым чрез нечистое дело, правило признало недостойным священнической благодати» (Григ. Нисск. 5). Может быть на логику такого расширения повлияли слова Священного Писания «[Беззаконник же.] заколающий вола — то же, что убивающий человека» (Ис 66:3). Хотя прямой смысл этого стиха несколько иной.
При всей канонической слабости сложившейся практики, нельзя не согласиться с понятной богословской логикой того, что человек, приносящий бескровную Жертву, и прикасающийся к Крови Христовой, черствеет сердцем, если легко убивает своих беззащитных меньших братьев. И нужно избегать такого пролития крови, тем более если она не связана с необходимостью пропитания.
В то же время, не могу не напомнить, что право суда над священнослужителем — исключительная прерогатива его правящего архиерея. Если священник убивал животных до рукоположения, возможно, он покаялся в этом на обязательной исповеди перед хиротонией и был прощён. Если же священник продолжает убивать животных для развлечения, а не для пропитания и при этом продолжает священнодействовать, лучше спросить о правильности поведения такого священника у его правящего епископа.