На фасаде главного балаковского храма появилась мозаичная икона «Голгофа», которая стала ещё одним шагом к возвращению святыне исторического облика.

Мозаичная икона «Голгофа» освящена на фасаде храма, построенного Федором Шехтелем в Саратовской области
Мозаика на фасаде храма. Фото Олега Баженова

Кафедральный Собор Святой Троицы г. Балаково — архитектурная достопримечательность не только города, но и всей Саратовской области. Это памятник федерального значения, которому уже больше 100 лет. Архитектор Фёдор Шехтель считал его одним из своих самых удачных творений. Действительно, храму предстояло обрести расписные внутренние своды, мозаичные иконы на фасадах. Но известные события середины и конца 10-х годов 20-го века, перевернувшие ход не только отечественной, но и мировой истории, не позволили зодчему довести замысел до конца. Хотя несколько мозаичных полотен создать всё же успели. Говорят, что во многом благодаря именно им церковь и уцелела в годы гонений на веру. Это настоящие шедевры мозаичного искусства, которые пришлось в буквальном смысле спасать, а некоторые воссоздавать, поскольку они были утрачены. Так, например, было с иконой Святой Троицы над главным западным входом в храм. Многие годы место мозаики занимала расписанная фанера.

Мозаичная икона «Голгофа» освящена на фасаде храма, построенного Федором Шехтелем в Саратовской области
Мозаика в мастерской художника. Фото Олега Баженова

Но в октябре 2019 года состоялось освящение мозаичного образа, созданного руками художника-мозаичиста Игоря Лаврененко. Именно он позднее реставрировал Спаса Нерукотворного и лик Богородицы. Эти иконы за свою вековую историю претерпели много испытаний: их закрашивали, в них даже стреляли. Ни время, ни люди их не щадили. Но пришла пора собирать разбросанные камни. И теперь образы вновь сияют на солнце, а за их сохранность не нужно беспокоиться: Игорь Лаврененко и его помощники укрепили основания, восстановили утраченные элементы. В этом году работа над мозаиками продолжилась. На этот раз мастерам пришлось создавать икону, которой в храме не было никогда. Она только предполагалась самим архитектором. Под неё даже ниша была предусмотрена на западном фасаде. И вот год назад Игорь Лаврененко в своей питерской студии принялся за работу.

Мозаичная икона «Голгофа» освящена на фасаде храма, построенного Федором Шехтелем в Саратовской области
Процесс создания мозаики. Фото Олега Баженова

— Никаких эскизов, записей, говорящих о том, какую икону Фёдор Шехтель хотел здесь разместить, мы не нашли, — рассказал художник-мозаичист. — Но вместе с епископом и настоятелем храма мы приняли решение, выбрали из 7 представленных нами эскизов наиболее подходящий и в результате появилась эта мозаика — Голгофа, изображающая Крест Господень. Слава Богу, у нас получилось вписать её в общий облик здания, добиться сочетания с ранее созданной мозаичной иконой Святая Троица.

Мозаичная икона «Голгофа» освящена на фасаде храма, построенного Федором Шехтелем в Саратовской области
Фото Олега Баженова

Сделать это, по словам Игоря Лаврененко, было очень непросто. Прежде всего потому, что Святая Троица собрана из итальянской смальты. Сейчас она, по понятным причинам, недоступна. Но и в нашем отечестве есть люди, которые делают очень хорошие материалы для мозаичистов. Причём не так далеко — в Ульяновске. Именно плодами их труда и воспользовался Игорь Лаврененко. Правда пришлось потрудиться над подбором подходящих оттенков.

— Обратите внимание на часть мозаики, которая изображает папирус с текстом. Я его набирал почти 3,5 месяца, — добавляет мастер. — Потому что никак не мог добиться нужного цвета — слишком нестабилен он был в отечественной смальте: в одной партии один, в другой — немного иной. Эта нестабильность единственный недостаток. В остальном материал устроил. Причём бордовый у наших мастеров получился, на мой взгляд, благороднее, чем у итальянцев.

Мозаичная икона «Голгофа» освящена на фасаде храма, построенного Федором Шехтелем в Саратовской области
Фото Олега Баженова

Игорь Лаврененко добавил, что планировал собрать мозаику за полгода. А ушёл целый год. В течение почти 3-х недель мастера переносили её на стену. И вот на Троицу, 4 июня, мозаику освятили. Это уже стало традицией: в этот церковный праздник освящали также восстановленные иконы Спаса Нерукотворного и лик Богородицы. Епископ Балаковский и Николаевский Варфоломей после крестного хода освятил полотно, а настоятель храма архимандрит Амвросий напомнил прихожанам историю главного балаковского храма.

Мозаичная икона «Голгофа» освящена на фасаде храма, построенного Федором Шехтелем в Саратовской области
Освящение мозаики. Фото Олега Баженова

— Это единственная из пяти городских церквей, уцелевших в годы гонений. В её сохранении проявился промысел Божий, глубина которого не доступна человеческому разуму. Молитвенное основание церкви стало основой и её возрождения. Последние 17 лет храм находится под покровительством компании ФосАгро. Без её поддержки невозможно было бы увидеть всю красоту храма. Особенно иконы наши. Сегодня мы выражаем слова благодарности за возвращение первозданного вида нашему храму. И мы надеемся, что он будет тем местом, куда сердце каждого из нас будет всегда стремиться.

Мозаичная икона «Голгофа» освящена на фасаде храма, построенного Федором Шехтелем в Саратовской области
Фото Олега Баженова

— Одна из ценностей компании — духовность, возвращение к тем ценностям Руси, которые были всегда, на которых она стояла, которые лежали в основе её побед. И я уверен, что эта маленькая капелька — наш вклад в сохранение этой святыни — выльется в большое море любви счастья и мира. Всего вам самого доброго, — обратился к православным директор Балаковского филиала АО «Апатит» Андрей Шибнев.

А после, уже внутри храма, епископ Варфоломей обратился к пастве с проповедью о сути веры, о добре и стремлении к духовному совершенству.

Специально для «Фомы» автор фото и текста — Олег Баженов

0
0
Сохранить
Поделиться: