В рапорте, который оперуполномоченный подал начальству, прося разрешения заключить иеромонаха Илию под стражу, было написано: «Несмотря на преклонный возраст, он физически здоров и может работать». Как будто целью ареста только и было воспользоваться остатками сил старика на физических работах. Но на деле священника ждало совсем другое… Чтобы после ареста провести «следствие» и приговорить его к смерти, НКВД хватило пары дней.

Преподобномученик Илия родился 24 февраля 1867 года в селе Каринское Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Ивана Вятлина и в крещении был наречен Иоанном. Родители воспитали сына в вере и благочестии, вложив в его душу любовь к храму и богослужению. Первоначальное образование он получил, по-видимому, в церковноприходской школе. Придя в возраст, он женился и у них с супругой родился сын.

Иван Иванович большую часть жизни проработал ткачом на Струнинской текстильной фабрике. Однако главной его любовью оставалась церковная служба и храм, и одновременно с работой на фабрике он был сторожем и звонарем. Как и многие тогда православные выходцы из крестьянского сословия, он мечтал окончить дни своей жизни в монастыре.

«…мне действительно не нравится политика советской власти...» — преподобномученик Илия (Вятлин)
Чтобы после ареста провести «следствие» и приговорить его к смерти, НКВД хватило пары дней. Фото из личного дела

Овдовев, он 20 февраля 1920 года поступил в Лукианову Рождества Богородицы пустынь, продолжавшую существовать в годы начавшихся гонений в виде сельскохозяйственной артели «Трудовое братство». В это время многие настоятели монастырей, чтобы сохранить монашескую уставную жизнь и богослужение, готовы были идти на значительные компромиссы в области оформления своих экономических отношений с властью. Для советской власти, если бы она не считала христианство своим врагом, такие общины были бы одним из вариантов использования бесплатного труда на сельхозработах.

Вскоре настоятель Лукиановой пустыни архимандрит Игнатий (Зачесов) постриг послушника Иоанна в монашество с именем Илия. В 1921 году сельскохозяйственная артель была властями закрыта, и монах Илия поступил псаломщиком в один из храмов в Карабановской волости Александровского уезда. В 1932 году он был рукоположен во иеромонаха и стал служить в селе Гагино Загорского района Московской области, где было в то время два храма: летний — Спасский и зимний — Казанский. В 1934 году власти потребовали от прихода уплатить в качестве налога огромную сумму, которую прихожане не в силах были собрать, — и Спасская церковь была закрыта. 1 октября того же года власти распорядились отдать храм под зернохранилище. Многие священнослужители были тогда арестованы.

«…мне действительно не нравится политика советской власти...» — преподобномученик Илия (Вятлин)
Лукианова пустынь, где Илия (Вятлин) принял постриг, 2011

В 1937 году иеромонах Илия стал служить в храме Вознесения Господня в селе Еремеево Истринского района Московской области. Однако волна арестов не миновала и это село.

16 февраля 1938 года начальник Истринского районного отдела НКВД допросил заведующего колхозной фермой Матвея Егорова, хозяина дома, в котором поселился иеромонах Илия. Будучи спрошен следователем о политических взглядах иеромонаха, свидетель ответил, что отец Илия советскую власть считает виновной в том, что стало меньше ходить людей в церковь. Что касается обстановки в селе, то иеромонах Илия говорил, что у них в селе еще хорошо, а вот там, где он раньше служил, арестовали всех священников, между тем как все они были прекрасными людьми и ни в чем не были виновны. Также он говорил, что при советской власти не стало хлеба. Даже Япония справляется с обеспечением своего населения продовольствием, а у нас в колхозе хлеб остается неубранным и испревает на земле.

19 февраля председатель сельсовета выдал для НКВД справку, написав в ней, что священник Илия (Вятлин) живет в селе Еремеево с 27 июня 1937 года и служит в местной церкви, «по социальному положению является человеком чуждым. Вследствие изменения материальных жизненных условий, питает недоверие к советской власти. Во время религиозных служб отвлекает некоторых колхозниц от работы в колхозах».

«…мне действительно не нравится политика советской власти...» — преподобномученик Илия (Вятлин)
Преподобномученик Илия. Современная икона

20 февраля тот же следователь допросил колхозника Сергея Макарова, попросив его рассказать о контрреволюционных высказываниях их приходского священника. Ничего конкретного тот сказать не смог и ограничился лишь общими рассуждениями о том, что отец Илия говорил, что всех крестьян загнали в колхозы и мучают их, что и их, священников, большевики задушили, и если его и не арестовывают, то только из-за его преклонного возраста.

В тот же день следователь допросил колхозника Алексея Богачева, потребовав от него рассказать о контрреволюционных взглядах священника. Он показал, что в августе 1937 года, то есть когда уже вышел секретный приказ о массовых арестах и органы госбезопасности приступили к его исполнению, отец Илия, видя, что происходит вокруг, говорил, что НКВД дали неограниченные права: сажают людей совершенно ни в чем не виновных, всех крестьян загнали в колхоз, мало людей стало посещать церковь, только и приходят, что на похороны и крестины, да и крестин теперь мало совершается со священником. Всему этому виной коммунисты.

В этот же день оперуполномоченный Истринского отдела милиции районного отдела НКВД Московской области подал рапорт начальнику Управления рабоче-крестьянской милиции УНКВД по Московской области, прося его разрешить заключить иеромонаха Илию под стражу как отъявленного врага народа.

25 февраля была выдана справка на арест иеромонаха Илии, в которой говорилось, что, являясь непримиримым врагом советской власти, он говорил: «Советская власть всех крестьян загнала в колхоз и мучает их, а нас, священников, советская власть совсем задушила».

«…мне действительно не нравится политика советской власти...» — преподобномученик Илия (Вятлин)
«…мне действительно не нравится политика советской власти, которая агитирует против религии, поэтому я действительно говорил прихожанам, что советская власть окончательно задушила религию и нас, священников; и крестьян в колхозах мучают и не дают веровать в Бога. Но в отношении расправы фашистов над коммунистами я ничего никогда не говорил, даже не понимаю, что за фашисты».
Из протокола допроса. Через месяц отца Илию расстреляли

28 февраля 1938 года отец Илия был арестован и заключен в тюрьму в городе Волоколамске. 1 марта начальник Истринского районного отдела НКВД Волков допросил его.

— Что вас заставило в 1920 году стать монахом, а затем священником? — спросил он.

— Мои религиозные убеждения и то, что мне уже было тогда пятьдесят лет, — ответил отец Илия.

— Следствию известно, что вы среди населения в селе Еремеево проводили контрреволюционную агитацию и говорили: «Советская власть всех крестьян загнала в колхоз и их мучает, а нас, священников, совсем задушили большевики. Вот скоро фашисты расправятся с Испанией, а потом будут расправляться с большевиками. Крестьяне мало стали посещать церковь, и нет дохода священникам, это потому, что большевики агитируют против религии». Дайте на этот счет показания.

— Поскольку я человек убежденный в вере, то мне действительно не нравится политика советской власти, которая агитирует против религии, поэтому я действительно говорил прихожанам, что советская власть окончательно задушила религию и нас, священников; и крестьян в колхозах мучают и не дают веровать в Бога. Но в отношении расправы фашистов над коммунистами я ничего никогда не говорил, даже не понимаю, кто это такие фашисты.

«…мне действительно не нравится политика советской власти...» — преподобномученик Илия (Вятлин)
 Выписка из акта о приведении в исполнение смертного приговора преподобномученику

Скорость ведения следствия была в то время «стахановской». Уже на следующий день после допроса, 2 марта, тройка УНКВД по Московской области под председательством заместителя начальника областного НКВД Якубовича приговорила священника к расстрелу, после чего он сразу же был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве. Иеромонах Илия (Вятлин) был расстрелян 5 апреля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на Бутовском полигоне под Москвой.

3
0
Сохранить
Поделиться: