9 февраля празднуется Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Жестокий и кровавый XX век стал для России особенно трагическим: к тяготам войн и революций прибавились гонения на веру и Церковь. Среди убитых и замученных богоборческой властью было множество православных верующих: мирян, монахов, священников, архиереев. О ком-то из них сохранилось множество сведений, о ком-то — совсем мало, но все эти люди были верны Богу до самой смерти. Вот пять удивительных историй новомучеников.
Врач-мученик Евгений Боткин
Евгений Боткин был лечащим врачом семьи императора Николая II. После падения монархии в 1917 году Боткин отправился вместе с Романовыми в ссылку: «Я дал царю мое честное слово оставаться при нем. Для человека моего положения невозможно не сдержать такого слова. Я также не смогу оставить наследника. Как я могу совместить это со своей совестью?» — писал он.

ekaterinburg-eparhia.ru
Глубокая вера пришла к Евгению Боткину после пережитых испытаний, смерти сына: «Если к делам врача присоединяется вера, то это по особой к нему милости Божией. Одним из таких счастливцев — путем тяжкого испытания, потери моего первенца, полугодовалого сыночка Сережи, — оказался и я».
Евгению Боткину предлагали свободу, но он остался верен долгу и убеждениям. За неделю до смерти он писал:
«В сущности, я уже умер, умер для своих детей, для друзей, для дела. Надеждами себя не балую, иллюзиями не убаюкиваюсь и неприкрашенной действительности смотрю прямо в глаза… Меня поддерживает убеждение, что претерпевший до конца спасется».
Боткин разделил со святыми царственными страстотерпцами их последние минуты. При жизни он любил повторять: «Больного надо баловать!»
Мученица Татьяна Гримблит
Мученица Татьяна Гримблит прожила всего 33 года. Она была практически ровесницей века, и ее жизнь круто изменила революция 1917 года и приход к власти большевиков.

Молодость, юность — в одежде терновой,
Выпита чаша до дна.
Вечная память мне смертным покровом,
Верую, будет дана, —писала мученица Татьяна в одном из своих стихотворений.
Мученический путь она выбрала сознательно, решив посвятить свою жизнь другим. Одинокая воспитательница колонии для беспризорников, жила скромно, но в течение 16 лет передавала практически всю зарплату узникам советских тюрем — не только политическим, но и уголовным, ведь так завещал Сам Спаситель: В темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф 25:36).
Многих из заключенных архиереев и священников она знала лично, и некоторые из них называли ее «новым Филаретом Милостивым (византийский святой, который раздавал деньги бедным. — Прим. ред.)».
Читайте также:
Деятельность Татьяны привлекла внимание властей, последовали арест и ссылка. В лагере Татьяна обучилась на фельдшера и стала служить больным, просвещая их в вере. Находясь на дежурстве, Гримблит выдачу лекарств больным сопровождала словами «С Господом Богом», надевала им крестики, разговаривала о вере.
Она была расстреляна в 1937 году на Бутовском полигоне.
Иоанн (Поммер) — архиерей в подвале
В период революционных потрясений Латвийская Православная Церковь столкнулась с преследованиями со стороны советских властей, а после обретения Латвией независимости уже местные власти стремились отделить латвийских православных от юрисдикции Русской Православной Церкви. Православные храмы подвергались разграблению, кресты выбрасывались на свалку… Правящего архиерея в стране на тот момент не было.

В этой сложной ситуации православные Латвии обратились к Патриарху Тихону с просьбой прислать к ним «своего» архиерея. Патриарх откликнулся на просьбу и назначил главой Латвийской Православной Церкви латыша по происхождению, епископа Иоанна (Поммера).
Видя, в каком сложном положении находится в Латвии Православная Церковь, епископ Иоанн принял решение баллотироваться в депутаты Сейма Латвии и добился успеха. Благодаря его активной деятельности Православная Церковь получила статус юридического лица, что позволило ей находиться под защитой закона.
Однако в своей пастырской деятельности архиепископ Иоанн всегда избегал разделения: он помогал всем обездоленным вне зависимости от их веры или этнического происхождения.
Жил владыка в скромной комнатке в подвале кафедрального собора. Помещение было сырым, запущенным, на стенах — копоть и плесень. Здесь владыка принимал всех, в том числе высокопоставленных зарубежных гостей — епископов из Эстонии, Финляндии и Англии. Один из них воскликнул: «Уверяю вас, в моей стране ни один заключенный не живет в таких условиях, как вы, глава Латвийской Православной Церкви!»
Сам же архиепископ Иоанн говорил: «Чем труднее испытания, тем больше, видимо, Бог доверяет человеку, и тем сильнее человек должен доверять Богу».
Из-за ухудшения здоровья в последние годы жизни владыка жил на архиерейской даче. В ночь на 12 октября 1934 года там произошел пожар. Когда его погасили, было найдено изувеченное и обожженное тело владыки. Расследование показало, что перед смертью он подвергся страшным пыткам: его привязали к дверце, снятой с петель, уложили на верстак, жестоко истязали, затем в него стреляли и подожгли еще живого.
Следствие 1930-х годов не смогло раскрыть это преступление и закрыло дело как «безрезультатное». В наши дни рижский историк Сергей Мазур возобновил расследование и обнаружил некоторые документы, которые позволили ему предположить, что исполнителями преступления были латышские ультранационалисты.
Протодиакон Николай Тохтуев: к святости через раскаяние
Протодиакон Николай Тохтуев перенес многомесячное заключение в невыносимых условиях, подписал документ о сотрудничестве с НКВД, но в итоге отказался от него и снова пошел в заключение. Он умер в тюрьме, оставив восемь детей и жену.

«Я хочу очиститься страданиями, которые будут от вас возложены на меня, и я их приму с любовью, потому что я знаю, что заслужил их, — написал отец Николай следователю. — Вы нас считаете врагами, что мы веруем в Бога, а мы считаем вас врагами за то, что вы не верите в Бога, но, если рассмотреть глубже и по-христиански, то вы нам не враги, а спасители наши, вы загоняете нас в Царство Небесное, а мы этого понять не хотим, мы, как упорные быки, увильнуть хотим от страданий, ведь Бог же дал нам такую власть, чтобы она очищала, и ведь мы, как говорится, заелись пузом».
Читайте также:
И еще: «Хотя я и семейный человек, но ради того, чтобы быть чистым пред Богом, я оставляю семью ради Него... Разве не трудно мне оставить... семью в восемь человек и ни одного трудоспособного? Но меня подкрепляет и ободряет дух мой Тот, ради Которого я пойду страдать, и я уверен в том, что Он меня до последнего моего вздоха не оставит, если я Ему буду верен, а отчет мы все должны дать, как жили мы на земле...»
Княжна-новомученица Кира Оболенская
Новомученица Кира Оболенская происходила из княжеского рода, воспитание и образование получила в Смольном институте — выпустилась как раз перед революцией. С 1918 по 1930 год она работала учительницей, а позже — библиотекарем: «идеологически чуждым кадрам» учить детей стало нельзя.

Княжна Кира была членом Александро-Невского братства и прихожанкой Феодоровского собора Санкт-Петербурга.
«После смерти отца Кира стала опорой остатков семьи. С этого времени я и помню ее. В праздники и по будням, когда только могла, приходила в нашу квартиру на Сергиевской любимая тетя Кира. Она была теплый, добрый, милый, ласковый и “уютный” человек», — вспоминала ее племянница. А потом начались аресты, допросы, очные ставки, даже пытки. О ее освобождении ходатайствовала даже сестра Ленина, знавшая Киру по учительской работе, — увы, безрезультатно.
Читайте также:
Во время допроса Кира Ивановна честно и смело высказывала свою позицию, по пунктам отмечая свое несогласие с советской властью. Удивительно, как тверда была эта хрупкая женщина:
«Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу советской власти. Мои разногласия с конституцией начинаются от вопроса об отделении Церкви от государства.
От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. ...
С политикой советской власти в области сельскохозяйственной жизни страны не согласна. Раскулачивание считаю мерой несправедливой по отношению к крестьянам; карательную политику, как террор и пр., считаю неприемлемыми для гуманного и цивилизованного государства».
Княжна Кира Оболенская была расстреляна в 1937 году. Ей особенно молятся о детях, о терпении и мужестве в испытаниях.