Михаил Тюренков:

Вот уже долгие годы меня искренне удивляет одна вещь: почему в начале прошлого столетия тема Раскола XVII века была одним из приоритетных направлений церковно-исторической науки, сегодня же знания большинства выпускников Духовных академий об этой узловой точке истории Русской Церкви остаются едва ли не на уровне учеников церковно-приходских школ столетней давности? Возможно, я преувеличиваю, однако неоднократно лично сталкивался с тем, что иные кандидаты богословия путаются в Деяниях не только Большого московского собора 1666–1667 гг., но и, казалось бы, относительно недавнего Поместного собора 1971 года. И это не говоря уже о том, что современные старообрядческие согласия для многих богословски компетентных людей, в том числе в священном сане, практически неотличимы. И, вот, совсем недавно стало известно, что в МДАиС наконец-таки вводится учебный предмет под названием «История старообрядчества».

Когда-то кафедры расколоведения при духовных школах создавались с вполне определенной целью: для борьбы со староверами, с которыми нет смысла «церемониться», но нужно либо возвратить в церковное лоно, либо нещадно подавить. В последние же годы в Русской Православной Церкви отношение к старообрядчеству стало серьезно меняться: от внимательного, но отрицательного, через безразличное, к также внимательному, но уже куда более лояльному. Благодаря этому в Московском Патриархате были созданы Комиссия по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством и Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, возрождены практически вымершие в советские годы единоверческие приходы и сделаны первые шаги к  диалогу со старообрядчеством…

Тем не менее, общее безразличие к теме сохранялось вплоть до нынешней осени. И никакая историческая беллетристика (Владислава Бахревского, Владимира Личутина и других современных прозаиков), увы, так и не смогла повлиять на церковно-общественное сознание. Пробудить в оном интерес к тому периоду истории Русской Церкви, доскональное раскрытие которого, по моему твердому убеждению, способно сделать очередной шаг к разрешению не только застаревшего церковного конфликта, но и исцелить многие социальные аномии.

То, что не смогла сделать книга, оказалось способно осуществить «важнейшее из искусств» — многосерийный телефильм режиссера Николая Досталя «Раскол», который пробудил воистину феноменальный интерес к данной теме.

Недавно мне довелось быть не только свидетелем, но и непосредственным участником этого «пробуждения»:  26 сентября Культурный центр «Покровские ворота» впервые за историю своей работы собрал около двухсот участников обсуждения. В круглом столе, посвященном картине Н.Н. Досталя, приняли участие представители практически всех представленных в Москве старообрядческих согласий, чада Русской Православной Церкви, а также ученые, деятели искусства и представители журналистского сообщества. Уверен, что это — первое мероприятие подобного масштаба, начиная со знаменитых диспутов со старообрядцами, проходивших в московском Политехническом музее в начале XX века. Особенно же радостным лично для меня стало то, что, несмотря на периодически накалявшуюся обстановку обсуждения, в целом, оно прошло вполне по-христиански.

Увы, в течение прошедших 350 лет именно христианского отношения друг к другу у православных ново– и старообрядцев зачастую особенно не хватало. И именно поэтому я низко кланяюсь Николаю Николаевичу, который своим фильмом позволил создать атмосферу пусть не взаимопонимания, но, как минимум, взаимного интереса, своеобразным лейтмотивом которого стал недавний комментарий одного моего «ЖЖ-френда»:

«Сидели тут давеча за праздничным столом по поводу крестин с хорошими друзьями — семейскими-староверами из Забайкалья, и как-то общий ход беседы перекинулся на "Раскол". Так вот резюме обсуждения: картина понравилась всем (и старообрядцам, и новообрядцам, и единоверцам), тронула всех до глубины души, а основная мораль (посыл?), как мы ее совместно сформулировали: "пойми своих братьев, прощай своих братьев, и будь прощен своими братьями; веруй и не злобствуй; избегай поспешности; будь добр"...».

Лучше, пожалуй, и не скажешь.

Фото с портала "Православие и мир"

На заставке кадр из фильма "Раскол" (2011)

Читайте также:

- Хронология раскола (инфографика)

- Дмитрий Володихин: Патриарх Никон и «бунташный век»

- Алексей Светозарский: "Это одна из мрачных и тяжелых эпох нашей церковной истории"

- Протоиерей Леонтий Пименов: "В расколе было виновато государство"

0
0
Сохранить
Поделиться: