Что такое фотография? – мгновение, плененное художником и подаренное нам, его зрителям.
“Первый луч невидимого солнца,
Крест на церкви, жилка на виске,
И узор старинного оконца,
И черта на мраморной доске”.
Мы вглядываемся вместе с автором в лица людей, домов, улиц; мы вместе с ним мучительно пытаемся что-то разглядеть – что?
Что мы хотим найти?
Андрей Павлушин родился в Рязани в 1956 году. Когда в пятом классе отец подарил ему фотоаппарат “Зоркий”, вряд ли думал он, что фотография станет для его сына профессией. Андрей грезил музыкой, и о фотографии как о деле жизни не помышлял.
Но однажды в клубе учебной части, где рядовой срочной службы Павлушин играл в ВИА, освободилось место фотографа; и Андрею предложили остаться в “учебке”. “Фотографировать-то умеешь?” – спросил его завклубом. “А как же!” – бодро ответил Андрей, и, сам того не зная, определил свою судьбу на оставшиеся полтора года армейской службы, а потом – и на всю жизнь. После армии была работа фотографом на заводе, в Рязанском цирке; десять лет был фотокорреспондентом областной студии телевидения.
Сейчас Андрей Павлушин – член Союза фотохудожников России, автор шестнадцать персональных выставок, проходивших в его родной Рязани и в различных городах Франции, Испании, Германии.
Ему удается выхватить из жизни то, мимо чего тысячи людей проходят, не замечая. И встанут вдруг перед нами сине-золотые главы Рязанского Успенского собора с дорожным “кирпичом” на первом плане, словно закрывающим людям дорогу в храм (серия “Знаки”). Или мелькнет неожиданно образ совсем неотмирный – будто икона – в профиле случайно запечатленного монаха (серия “Воскресение”). Или гулко простучит деревянной палкой одинокий старик, с натугой совершающий свои последние земные шаги – как же они похожи, эти старики, в своем одиночестве! (серия “Воздух Парижа”).
Фотоаппарат для художника – словно еще один орган чувств. Андрей говорит, что ни один человек не приходит в этот мир случайно, и что каждого Господь призывает из небытия с какой-то целью, каждому дает таланты. Он верит в то, что идеи и образы художник может черпать в Боге (надо лишь открыть Ему свою душу), и что в лучшие свои минуты художник – вне времени и пространства. “В настоящем мгновении уже присутствует все, что когда-либо происходило и произойдет. Все уже есть, нужно лишь сделать правильный выбор”.
…Мы вглядываемся вместе с художником в лица людей, домов, улиц; мы вместе с ним мучительно пытаемся разглядеть – что?
А вдруг, сквозь уходящую и зыбкую материю нам откроется что-то нездешнее, вечное, то, что никогда не прейдет… И, может быть, мы научимся видеть через творение – Творца, а в каждом случайном и даже несимпатичном прохожем – Человека, Образ Божий.
И защемит сердце обо всех, на кого не хватило нашей любви и участия. И проснется душа…
А вдруг, сквозь уходящую и зыбкую материю нам откроется что-то нездешнее, вечное, то, что никогда не прейдет… И, может быть, мы научимся видеть через творение – Творца, а в каждом случайном и даже несимпатичном прохожем – Человека, Образ Божий.
И защемит сердце обо всех, на кого не хватило нашей любви и участия. И проснется душа…