В последнее время в самых неожиданных изданиях можно прочесть о так называемой мерной иконе. Чаще всего читателям рекомендуют приобрести ее для своих детей. Так что же это такое?
Кто из нас не интересовался, каким он был в детстве! Любой ребенок рано или поздно начинает расспрашивать родителей об этом, и те достают фотографии, а теперь все чаще и видеозаписи. В любом канцелярском магазине можно приобрести альбом для подобных записей, своеобразное “досье” на младенца, куда мамы заботливо вклеивают фотографии и записывают высказывания своих детей.
В прежнее время люди были лишены подобной роскоши. Детских фотографий у россиян XVI века, конечно же, не было, зато существовала другая удивительная традиция. Как правило, на восьмой день после рождения ребенка с него снимали мерки: рост и ширину плечиков, а потом заказывали мастеру-иконописцу икону этого размера. Как правило, к этому моменту уже было известно, именем какого святого будет крещен новорожденный, и на мерной, или как ее еще называли, “родимой” иконе писалась его фигура в полный рост. Икона вешалась над кроваткой ребенка, потом занимала место в иконостасе уже взрослого человека и оставалась с ним на всю жизнь.
Традиция эта очень красивая, но со стороны может показаться немножечко странной. Дело все в том, что у средневекового человека существовало особое отношение к различным мерам и числам. Житель Московского Царства измерял практически все и на предметы, схожие по размерам со священными реликвиями, переносил их сакральное значение.
Во многом, это были пережитки еще древних языческих представлений о мире, но в традиции написания мерных икон была духовная сторона. Глядя на свой “родимый” образ, человек видел, каким маленьким он пришел в этот мир, и насколько он вырос. Но в то же время, читая житие своего святого, молясь ему, каждый чувствовал, что тот, кто изображен на его мерной иконе, безмерно выше и ближе к Богу, чем он сам. Это помогало человеку “не расслабляться”, продолжать работу над собой, расти не только физически, но и духовно.
К сожалению, история мерной иконы до сих пор изучена мало. Сложно дать точный ответ, когда именно зародилась эта традиция и как она формировалась. Самый старый из известных родимых образов датируется 1554 годом, принадлежал он сыну Ивана Грозного. По одной из теорий, изначально мерные иконы писались исключительно для представителей царской фамилии, дабы подчеркнуть их особый статус и лишь потом эта традиция распространилась на все слои русского общества. Неизвестна также и судьба икон после смерти их владельцев. По крайней мере, родимые образы представителей августейшей фамилии обретали постоянное место в иконостасе над гробницей. Некоторые из них остались в царской усыпальнице – Архангельском Соборе Кремля, а также в церквях Новодевичьего монастыря, в котором жили и умирали московские царевны. Здесь можно найти мерные образа многочисленных сестёр Петра I, в том числе “Святая мученица София”, принадлежавшая царевне Софье.
Но именно петровская эпоха со всеми ее трагическими переломами стала роковой для мерной иконы. Традиция написания родимых образов попала в число “пережитков”, которые были сметены петровскими реформами на периферию российской жизни. Единичные случаи написания родимых образов можно встретить вплоть до 1917 года, после чего традиция эта была окончательно утрачена. До сегодняшнего дня сохранилось лишь несколько десятков древних мерных икон.
В последнее время традиция написания родимых образов переживает второе рождение. Инициатором этого выступил Российский Клуб Православных Меценатов.
– Нам показалось, что возрождение этой традиции поможет внести гармонию в жизнь детей и их отношения с родителями. Ведь для многих сегодня эта икона – первая в доме, – рассказал нашему журналу председатель Клуба Андрей Поклонский. – Нам кажется, что просто одним своим присутствием в доме икона способна повлиять на жизнь семьи. Когда, просыпаясь, ребенок видит над кроваткой образ своего святого покровителя, это заставляет его задумываться, задавать вопросы... Мне кажется, что мерная икона, как и нательный крестик, должна быть у каждого православного.
По словам Андрея Поклонского, идея возрождения старинной традиции появилась у членов Клуба во время их совместной поездки в Троице-Сергиеву Лавру, где в музее Московской духовной академии они увидели несколько сохранившихся мерных икон допетровского периода.
– Прежде чем начать работу, – рассказывает Андрей Поклонский, – с подачи Клуба были проведены серьезные исторические изыскания, большую подготовительную работу провели искусствоведы и иконописцы, постаравшиеся максимально восстановить технологии одиннадцатого века. Для этого был создан совет экспертов, включавший в себя историков, искусствоведов и представителей Русской Православной Церкви. Результат этого позитивен – сегодня под крылом Клуба трудятся талантливейшие иконописцы, глубоко знающие традицию мерных икон.
Естественно, мерную икону нельзя рассматривать как панацею ото всех семейных проблем. Это не какая-то уникальная индульгенция или магический талисман, дающий стопроцентную защиту. И все-таки ее присутствие в доме станет совсем нелишним напоминанием о главном.
– Святой – это образ, с которого ребенок будет брать пример, а потому возрождать мерную икону надо хотя бы затем, чтобы воспитать молодого человека в духе Православия и патриотизма, – говорит священник Александр Шестак.
Сегодня уже сотни российских семей обрели мерные иконы. В Российском Клубе православных меценатов говорят, что каждый день большая семья почитателей древней православной традиции увеличивается.
– Мы много делаем для того, чтобы люди узнавали об этой доброй традиции. И это не только собственно написание мерных икон. Это и широкая просветительская работа: мы выпускаем материалы в печатных СМИ, на телевидении, запустили специальный сайт www.micon.ru. Сейчас мы подключили к исследованиям молодежь – РКПМ организовал Всероссийский конкурс студенческих работ на тему “Мерная икона – традиция возрождается”, членом жюри которого стал главный редактор вашего журнала “Фома”. И как результат такой фронтальной работы – отзывы людей, которым мы помогли обрести мерную икону: многие свидетельствуют о том, что с появлением в семье мерной иконы в доме поселились мир и спокойствие. Нам бы хотелось, чтобы работа над проектом продолжалась и дальше, получила распространение и вышла за пределы нашего клуба. К примеру, сейчас мы открыли филиал нашего проекта в Красноярске, открываем следующий в Ростове и планируем в Екатеринбурге. Наша главная цель – чтобы мерные иконы были в каждой православной семье. И мы готовы помочь каждому, кто желает, чтобы в семье появилась мерная икона.