Меня никто не замечает в школе

В школьной системе нас постоянно оценивают. В идеале, конечно, эта оценка направлена не на человека целиком, а на его отдельные работы. Но часто ли удается нам удерживать этот принцип безоценочности по отношению к человеку? Нам ― учителям, родителям, школьникам? Не поддаемся ли мы сами этому соблазну делить людей на троечников и отличников, на умных и глупых, на талантливых и обычных?..

Боюсь, что слишком часто мы делаем так хотя бы в уме. И даже если мы никому не признаемся в этом, это влияет на то, какими глазами мы смотрим на других и на себя. Эта драма школьной реальности приводит к тому, что мы постоянно ощущаем себя под прицелом оценки в самом широком смысле слова. Мы ее боимся и в то же время жаждем. Рано или поздно мы ощущаем, что этой оценки нам не хватает. «Меня не замечают», — с горечью признаемся мы себе. Нам кажется, что для полноты жизни нам нужна еще одна высокая оценка. На этот раз ― от ровесников.

Что же делать? Разберемся в этом вместе с Софьей Дриго, психологом центра Наталии Ининой «Психология взросления», больше тринадцати лет работающим с подростками. 

Что делать, если меня не замечают в школе

София ДРИГО

психолог

Я бы предложила прежде всего подумать, зачем вы так ждете этой оценки и почему вам так важно быть замеченными? Возможно, вам кажется, что так вы станете увереннее, почувствуете собственную значимость. Может быть, это даст нам возможность найти близких людей? Важно обнаружить то, что мы надеемся с помощью заметности найти.

Заметить себя самого

Иногда мы не замечаем, насколько мы вообще не замечаем сами себя. Нам кажется, что если мы не получаем пятерку, овации со сцены, смех в ответ на наши шутки, комплименты или похвалу, значит, нас не видят и не ценят. 

Я знала одну прекрасную девочку, которой становилось не по себе, если она не получала достаточного количества валентинок. Без успеха и одобрения нас как будто и нет, мы мало чего стоим.

Но правда в том, что мы есть в любой момент, независимо от того, как нас оценивают и оценивают ли вообще. Мы проявляем себя и свою личность в самых незаметных, казалось бы, вещах ― в том, как входим в дверь класса, в том, над чем смеемся, а над чем нет, в том, как мы принимаем полученную оценку, в том, как здороваемся, как общаемся, в темпе речи, в осанке, во взгляде. И увидеть в этом себя, со своими ценностями, со своим достоинством, со своей красотой — благородная цель. Узнавая себя и знакомясь с собой, мы и находим те свои стороны, за которые можем себя уважать, и те, которые хотели бы изменить. Мы встречаемся с собой во всей полноте.

И это помогает и другим встретиться с нами. Чтобы построить с кем-то по-настоящему близкие отношения, нужно знать себя и чувствовать себя самого достаточно устойчивым, уметь стоять на своих ногах. Иначе мы будем ждать от другого, чтобы он дал нам это ощущение ценности и значимости. Тогда он превратится в средство для компенсации того, чего нам не хватает в себе. Не очень-то честный расклад! Настоящая дружба, настоящая любовь складывается между двумя личностями. И научиться видеть в себе эту личность, познакомиться с ней — важнейшее искусство жизни. 

Как заметить самого себя? Очень помогает увлечение чем-нибудь. Попробуйте найти для себя такое занятие, которое доставляло бы вам настоящее удовольствие, имело бы для вас смысл и красоту. Полюбите что-то! Есть прекрасный сборник рассказов современной писательницы Нины Дашевской «Около музыки». Эти рассказы помогают почувствовать, как человек, увлеченный чем-то, рано или поздно, изучая и открывая самого себя благодаря любимому делу, раскрывается миру. Попробуйте найти такое дело для себя! 

Наладить контакт с окружающими

С другой стороны, мы можем чувствовать себя незамеченными тогда, когда что-то не работает в нашем контакте с окружающими. Набраться решимости всмотреться в это в юности — решение прекрасное и мужественное. Важно понимать, что настройка диалога с людьми вокруг — это не разовое действие, а творчество всей жизни. Поэтому не стоит унывать, если вы обнаруживаете какие-то трудности в общении с другими. Если вы их заметили, это прекрасно, и, значит, дальше можно что-то менять. 

Стоит присмотреться повнимательнее к тому, как обычно складывается ваше общение. Есть ли какие-то повторяющиеся ситуации? В каких случаях ваши ожидания не совпадают с реальностью? Если мы говорим о ситуации, когда вы чувствуете себя незамеченным, то на каком этапе канала связи возникает сложность? Вы не получаете обратной связи? Или получаете, но не от тех, от кого хотели бы? Или не ту, что хотели бы? Вам трудно выражать себя так, как хочется? Вы не знаете, как это сделать? Такие исследовательские вопросы хорошо задавать себе, чтобы понять, с какой частью этого сложного процесса общения вам стоит разбираться.

Можно даже в воображении проделывать такое упражнение. Представьте себе, что ваш одноклассник — это вы, а вы — это он. Вслушайтесь в свои реплики, свой голос его слухом, попробуйте хоть немного постоять «в его шкуре». Вы можете услышать много интересного!

В целом задать себе вопрос и найти в себе ответ — уже важный шаг. Он может получиться не сразу. Часто чтобы что-то увидеть, нужен собеседник. Таким собеседником нередко выступает психолог. 

А может быть, на этом этапе вопрошания вам многое станет ясно, и вы поймете, что нужно делать. Кто-то заметит, что градус шуток бывает высоковат для собеседников, и снизит его. Кто-то услышит строгие нотки в своем голосе, отталкивающие собеседников даже от самых дружелюбных, казалось бы, реплик. А кто-то увидит, как крепки доспехи, из которых он обращается к другим, настолько, что его самого очень трудно за ними разглядеть. И однажды решится поднять забрало…

0
4
Сохранить
Поделиться: