Над монастырской площадью с резкими криками носится стая стрижей. Следя за их стремительным полетом, взгляд невольно уходит в небо, по которому мирно плывут хлопковые початки облаков. Гнетущие мысли рассеиваются сами собой, душа наполняется каким-то безбрежным покоем, и тихая светлая радость вдруг проникает во все твое существо.

Здесь, в Малоярославецком Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре восемь лет назад открылся приют "Отрада" для девочек, чьи родители уже не в состоянии справиться с собственной наркозависимостью. Поначалу воспитанниц было трое, сегодня - больше пятидесяти.

Когда впервые оказываешься в стенах монастыря, поражает море цветов, чистота и порядок, безупречный вкус отделки интерьера жилых помещений, трапезной и какая-то неформальная, почти домашняя атмосфера.

"Мы во всем стараемся уйти от казенщины, - говорит сопровождающая нас в небольшой экскурсии по монастырю инокиня Сергия, - чтобы девочки не переживали так остро отсутствие своих родителей, создать по возможности теплую, семейную обстановку".

Характерная черта приюта "Отрада" в том, что здесь нет "мелькания" взрослых, увольняющихся, уходящих, едва дети успевают к ним привыкнуть. Учителя, воспитатели не уходят, и дети из года в год живут вместе. У каждого ребенка есть возможность выбрать близкого по духу человека и доверять ему сокровенные мысли и душевные переживания. Может быть, поэтому за все время существования приюта здесь был только один случай побега.

"Почему дети убегают от родителей? Наверное потому, что чувствуют себя ненужными, заброшенными, обиженными, - говорит наша спутница. - А мы, взрослые, стараемся тут, чтобы они чувствовали внимание к себе, в трудную минуту стараемся поддержать."

Например, девочке начинает сниться тяжелый, страшный сон, - будто ее родители погибли. Может ли она самостоятельно справиться со своими страхами? Вряд ли, если рядом нет доброго, понимающего человека. В обычной жизни - это мама, а здесь - духовная сестра, тоже близкий, почти родной человек, который всегда найдет время выслушать и что-то посоветовать.

Но если и она не знает, как помочь своей воспитаннице, есть игуменья монастыря - матушка Николая, священники и духовники близлежащих монастырей - Боровского и Оптиной пустыни.

Без открытости, доверия и взаимопонимания между старшими и младшими не решить основной задачи, которую ставят перед собой насельницы Свято-Никольского монастыря: преодолев отсталость в развитии детей, воспитать их и дать им достойное образование.

"Вот, посмотрите на трехлетнюю Танюшку*,- говорит инокиня Сергия. - Она произносит только два слова -"дай" и "на". Ее родители - алкоголики. Но они совестливые люди: поняв, что не смогут воспитать ребенка, привели дочурку к нам. Боятся, что их лишат родительских прав. Это бывает редко. В основном, приводят девочек дальние родственники или чужие люди. Есть у нас две сестрички - Зоя и Марина. Их родители развелись, отец приехал в Москву и заставил девчонок побираться по вокзалам. "Выручку" отнимал и пропивал. Если казалось мало, бил своих кормилиц. К нам их привела совершенно посторонняя для них женщина. Ни читать, ни писать они не умели, могли только "Лазаря петь"- подайте на пропитание... Сейчас учатся в классе, младше своего возраста. А вот Женечка, ей шесть лет. Ее в двухлетнем возрасте привели в приют соседи. Оставленная пьяными родителями, она питалась вместе с собакой крупой из прогрызенного пакета... Вот такие судьбы."

Практически все дети попадают в приют, имея задержку умственного развития. И в этом проблема, которую нужно решить. Вот почему все спектакли, песни, концерты (их сочиняют и пишут сестры монастыря), игры, изучение английского и древнегреческого языков направлены именно на умственное развитие.

Когда в приюте "Отрада" появились первые дети, одним из препятствий в их обучении была явная неразвитость памяти. Они ничего не запоминали. И тогда воспитательницы и учителя придумали сказку в стихах, расписанную по ролям. Девчонки ухватились за это, стали соперничать друг с другом за роль, появился стимул... И так во всем, что касается учебы.

Некоторые люди считают, что воспитание в православной традиции отрывает детей от общества. Что детей "зомбируют" через заучивание молитв, лишая права свободного выбора профессии. Что дети совершенно не приспособлены к будущей жизни. Так ли это, спрашиваем у нашей спутницы.

"Посмотрели бы вы, какими их к нам привозят - грязными, оборванными, со вшами, следами побоев... Мы отрываем детей от вокзалов и помоек, и если это общество лучше, чем наш монастырь, о чем тогда говорить? Что же касается молитв, то они - естественная часть православного воспитания. Но молятся дети у нас не так уж и много. Например, до и после трапезы, перед сном и после сна... И вообще: на протяжении тысячелетия наши предки читали Библию и молились, что же - они все были зомбироваными и ненормальными?"

Девочки сами выбирают свое будущее. Тот кто хочет, может остаться в монастыре. Но таких единицы. "Монашество - призвание, дар Божий, - говорит Сергия, - дается этот дар немногим". В большинстве случаев девочки поступают в Калужское епархиальное училище, где получают профессию иконописца или регента. Там же учатся и семинаристы -будущие батюшки, и у воспитанниц приюта есть возможность выйти замуж за близкого им по мировоззрению человека.

У инокини Сергии высшее педагогическое образование. В монастырской школе она преподает историю и исполняет обязанности завуча. Занятия построены по программе домашнего обучения, большая часть преподавателей - сестры обители. Если кого-то из "предметников" не хватает, приглашают учителя из общеобразовательной городской школы. Там же по окончании 9 классов девочки сдают экзамены, получая аттестат государственного образца.

Круг чтения - вся школьная программа плюс лучшая классическая литература. Просмотр телевизионных передач как способ времяпрепровождения исключен. Но для маленьких - видеокассеты со сказками и мультфильмами - пожалуйста!

Впрочем, на "запрет" телевизора никто не жалуется. Что касается развлечений, здесь их предостаточно. Отмечаются все Дни ангела, церковные праздники, частенько бывают чаепития и встречи с интересными гостями - духовными лицами из других монастырей, к приезду которых готовятся особенно. Иногда с концертами и праздничными представлениями приезжают мальчики из таких же православных приютов или детских домов. Но общение их с девочками строго регламентировано и проходит под присмотром взрослых.

"У вас прямо-таки идиллия какая-то. Даже не верится, что такое бывает в реальной жизни. Неужели нет проблем, свойственных каждому детскому дому, например, воровства?"

"Есть, - соглашается Сергия,- иногда прямо клептомания настоящая. Все, что ни попадя, тащат и прячут к себе под подушку-игрушку или иконочку... Мы этих детей уже знаем и берем на заметку. Объясняем каждый раз, что это грех - брать чужое. Ребенок раскаивается, исповедуется... А потом все повторяется сначала. Но постепенно, благодаря прикладываемым самим ребенком усилиям и под действием Божьей благодати страсть эта ослабевает и в конце концов оставляет ребенка."

Бывают в приюте и наказания. Правда физических наказаний нет, хотя, по мнению Сергии, необходимость в них бывает. Но настоятельница сознательно отказалась от этого. "Нужно это терпеть и решать с любовью,- все время напоминает она. - Потому что одно дело твой ребенок, а другое дело- чужой, за которого ты несешь ответственность".

Самое страшное наказание для девочек - отлучение от общества, когда ребенку говорят: ты можешь ходить на трапезу и на службу, но не на послушание. Сиди в келье, читай книги, а хочешь- спи, в игрушки играй... И ни одна воспитанница целый день так не выдерживает. Привыкли жить в коллективе... Иногда игуменья говорит, что провинившихся не возьмет в паломническую поездку, в организации которых очень помогает приюту некоммерческий фонд поддержки ветеранов и патриотического воспитания"Связь поколений". Например, недавно ездили в Дивеево, сейчас собираются в Петербург и на Валаам. Но когда наступает время путешествия, то матушка все равно берет всех.

Известно, что в некоторых детских домах одна из проблем - приобщение детей к труду. Согласно действующим нормативам, до 16 лет детям нельзя выполнять никакую работу- что-то шить, красить, плотничать. Кухня, например, считается "горячим цехом". Оторванные от естественного уклада повседневной жизни, дети в этих условиях вырастают иждивенцами и потребителями, которых потом уже трудно перевоспитать. Но гуляя по территории монастыря, мы нигде не видели праздношатающихся детей, все они были чем-то заняты. Одни работали на клумбах с цветами, другие выкладывали камнями дорожку, третьи чистили вместе с пожилыми монахинями картофель на обед, четвертые убирали территорию...

Здесь у каждого ребенка есть свое занятие, называемое послушанием. Кто-то ухаживает за растениями и цветами, кто-то за животными (рыбками, морскими свинками, хомяками, попугаями), кто-то отвечает за уборку, за книги, а кто-то любит помогать на кухне... Настоятельница монастыря, матушка Николая перед тем как дать послушание, сначала опрашивает всех детей, чем бы они хотели заниматься. Но есть работы, в которым участвуют все (кроме самых маленьких), например, возделывание огородов.

Многие бытовые проблемы - будь то вопросы питания, медицинского обслуживания или благотворительной помощи решаются как-то сами собой. Раньше монахини хлеб выпекали, а теперь его жертвует хлебозавод. Есть свое молочное хозяйство, содержащее десяток коров. Наладились добрые отношения с местной больницей, врачи которой оказывают необходимую медицинскую помощь. Учредитель фонда "Связь поколений" Александр Котелкин пожертвовал приюту современные спорткомплексы и спортивное снаряжение. Но несмотря на то, что благотворителями оказывается посильная помощь, приют всегда с благодарностью принимает ткани и шерсть (насельницы сами шьют и вяжут для своих питомиц), новые учебники, в том числе и по греческому языку. Инокиня Сергия мечтает о компьютерном классе.

Кроме того, всегда не лишние чистящие и моющие средства, детская обувь. Сейчас заканчивается строительство нового корпуса приюта, и для его отделки требуются финансовые средства.

Прощаемся. Из детского корпуса доносится чистое пение тонких детских голосов: "Храм, Твой Господи, в небесах..."

"Они очень способные, наши девчонки, - Сергия с улыбкой оглядывается на распахнутые настежь окна. - Поют замечательно, рисуют... Все таланты их здесь раскрываются..."

У самых ворот, сидя на клумбе, возится с цветами трехлетняя Танюшка. Подчиняясь необъяснимому порыву, я наклоняюсь и целую ее в розовую щечку. Она беззвучно смотрит на меня смеющимися глазами и мне кажется, что в них отражается небесная синева.

*Имена детей изменены

Детский православный приют "Отрада"

ИНН 4025028990 р/с 40703810400010000005

Обнинский АИБ "Инвеско-Банк"

к/с 30101810500000000708

БИК 042913708

0
0
Сохранить
Поделиться: