Еще одна книга о Серебряковой? Не много ли? Действительно, начиная с 1965 года, когда прошла первая выставка художницы в СССР, появилось множество альбомов, моно­графий, каталогов выставок и статей о ее творчестве.

Но не каждый будет приобретать монографию за 3-4 тыс. рублей, да и тексты там — для специалистов. А книга Аллы Русаковой из серии ЖЗЛ доступна по цене и при небольшом объеме дает полное представление об этом большом мастере — за счет ясного изложения, четкого структурирования биографической части и качественного подбора воспоминаний и статей.

Крупнейший художник XX века, Серебрякова, однако, всегда стояла особняком в среде своих коллег — как в начале века (входя при этом в объединение «Мир искусства»), так и находясь долгие годы в эмиграции.

«Зинаида Серебрякова родилась и провела детство в семье, — говорит в интервью 1980-х годов ее дочь Татьяна, тоже художник, — где вот уже более 150 лет из поколения в поколение переходит профессия архитектора и художника. “Дети рождаются с карандашом в руке”, — говорят у нас в семье». «Прирожденное» мастерство и талант своей племянницы отметил еще в 1909 году Александр Бенуа. Третьяковка приобрела ее картины «За туалетом», «За завтраком» и другие еще до революции, и, видя живые глаза маленьких детей, внимательно глядящих на зрителя из-под лестницы, где долгие годы висела картина, посетитель Третьяковки думал: неужели не нашлось другого места для этого шедевра, сравнимого разве что с детскими портретами Веласкеса? Но, начиная с упомянутой уже выставки 1965 года, и до последней, проходившей в Третьяковке в 2017 году, интерес к творчеству Серебряковой только возрастает, выставки полны народа.

Ее манера будто вобрала в себя опыт всей предшествующей живописи: и серьезность Венецианова, и реализм передвижников, и поиск французских импрессионистов, и стилевые особенности модерна. При этом она всегда была свежей и современной. Слова А. Бенуа о том, что в жанре детского портрета она не знает себе соперников, не являются преувеличением. Написанные ею портреты, натюрморты, картины серии «Балет» можно рассматривать снова и снова. А композиционная продуманность (определение А. Р.) ее эпических «крестьянских» полотен захватывает сразу, это сильнейшая сторона ее таланта. Серьезность, величавость крестьянского труда передают ее «Жатва», «Беление холста», но и «значительную и важную мысль, утраченную, к сожалению, поздними передвижниками» (А. Р.).
Пробившись к нам в форточку «оттепели», живопись Серебряковой уже всегда остается интересной каждому новому поколению зрителей.

М. : Молодая гвардия, 2017. — 227 [13] c. : ил. — (Жизнь замечательных людей).

0
0
Сохранить
Поделиться: