ЛИК И ЛИЧИНА

В Библии говорится об образе и подобии Божием. Церковное предание разъясняет, что первое – это дар Божий, духовная основа каждого человека, а второе – потенция, способность духовного совершенства, то есть возможность образ Божий воплотить в жизни, в личности. И если это удается, в лице проступает лик. Полная противоположность лику – личина. Первоначальное значение этого слова – маска, нечто выдающее себя за лицо и принимаемое за него, но пустое внутри как в физическом, так и в метафизическом смысле. Отец Павел Флоренский в своей статье "Иконостас" напоминал, что слово "ларва" (маска) получило у римлян значение астрального трупа, "пустой" оболочки, оставшейся от умершего, т.е. темной, безличной вампирической силы, ищущей себе для поддержки и оживления свежей крови и живого лица, которое она могла бы облечь, присосавшись и выдавая это лицо за свою сущность.

По Флоренскому, «лицо – это свет, смешанный с тьмою, это тело, местами изъеденное язвами. По мере того как грех овладевает личностью и лицо перестает быть окном, откуда сияет свет Божий и показывает все определеннее грязные пятна на собственных своих стеклах, лицо отщепляется от личности, ее творческого начала, теряет жизнь и цепенеет маской овладевшей страсти. Хорошо подмеченная Достоевским маска у Ставрогина, каменная маска вместо лица – такова одна из ступеней этого распада личности… Напротив, высокое духовное восхождение осиявает лицо светоносным ликом, изгоняя всякую тьму, все недоконченное в лице, и тогда лицо делается художественным портретом себя самого, идеальным портретом, проработанным из живого материала высочайшим из искусств, "художеством художеств". Подвижничество есть такое искусство; и подвижник не словами своими, а самим собою свидетельствует и доказывает истину… "Тако да просветится свет ваш перед человеки, яко да видят ваши добрые дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех" (Мф. 5:16). "Ваши добрые дела" – это отнюдь не… филантропия и морализм, а прекрасные дела, светоносные и гармонические проявления духовной личности, прежде всего светлое, прекрасное лицо, красотою которого распространяется во вне "внутренний свет" человека, и тогда преображенные неотразимостью этого света "человеки" прославят Отца Небесного, Чей образ на земле столь светел».

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *