Кто виноват или что делатьЗа два последних дня случились нелепые и страшные трагедии – в Крымске  люди погибли от проливных дождей, на Украине – в перевернувшимся автобусе. Самое страшное в этих событиях – их обыденность.

Мы привычно  просматриваем новостные заголовки, пожимаем плечами, а некоторые еще и облегченно вздыхают со словами: «Хорошо, что это произошло не в моем городе и не со мной».

Немалое число людей живут с четкой уверенностью в том, что в нашей стране все должно разваливаться, а потому любая трагедия становится лишним поводом заранее осудить ближнего. Для многих это нормальное человеческое желание, даже психологическая защита. Мне тоже было бы очень страшно остаться один на один со стихией. Гораздо легче было бы считать, что в трагедии виноваты чьи-то ошибки. Я сейчас не о жителях Крымска, речь о нас – тех, кто на самом деле далек от беды и пишет/читает о ней в социальных сетях или на страницах СМИ. Мы слишком быстро ищем виноватых и заранее примиряемся с собственным поражением.

Это очень удобная позиция – говорить о том, что все будет плохо. У замечательного писателя Толкиена есть чудесная сказка о фермере Джайлсе и драконе Хризофилаксе. Один из героев этой истории – хмурый кузнец, который всегда предсказывал только плохое. Чем хуже шли дела, тем светлее становилось лицо этого персонажа. 

К сожалению, сейчас в России слишком много людей, предпочитающих «сладостно отчизну ненавидеть», и слишком мало христиан, готовых сопереживать чужой беде и исправлять ситуацию.

И еще одна черта: осуждая других, поступающих безусловно плохо, мы сами поступаем ровно также — мол, все-равно пропала Россия, а от моего мелкого преступления ей уже не убудет. Несколько лет назад во время страшной жары и лесных пожаров власти пообещали переселить в новые дома тех, у кого сгорит жилище. 

Кто виноват или что делать

Помню: по телевизору можно было увидеть мужичка, окапывающего свой участок и поливающего свой дом водой.

Вокруг стояли соседи и советовали ему не делать этого, поскольку власти все равно дадут новый дом.

Такая позиция пассивного ожидания неприемлема для христианина. Из двух русских вопросов «Кто виноват» и «Что делать» он должен искать ответ на второй вопрос, поскольку от него зависят жизни людей и их будущее.  У нас же каждая трагедия превращается в повод для ответов на первый вопрос.

МЫ ОПРЕДЕЛЯЕМ ВИНОВНЫХ, УСПОКАИВАЕМСЯ И ПРОДОЛЖАЕМ  ДАЛЬШЕ СИДЕТЬ НА КРАСИВОМ ХОЛМЕ. НАШИ ВЛАСТИ ЧАСТО ПОСТУПАЮТ ТОЧНО ТАКЖЕ – ПРОВОДЯТ РАССЛЕДОВАНИЕ, УСТРАИВАЮТ ПУБЛИЧНУЮ ПОРКУ,  А ПОТОМ ПРОДОЛЖАЮТ ЖИТЬ В СВОЕМ МИРЕ, ЖАЛУЯСЬ НА НЕПРАВИЛЬНЫЙ НАРОД.

В результате реакция на любые события превращается в дурной спектакль: актеры заранее знают роли, режиссер заранее недоволен артистами, а зрители в зале настолько привыкли к происходящему на сцене, что просто спят,  иногда на секунду просыпаясь от громких криков: «затопило город», «утонула лодка». Пробудившись, зрители выдают предсказуемые  реакции, и снова отправляются спать, за исключением тех, в чьи семьи пришло горе. Чтобы закончить спектакль, нужно только одно: пробудиться, вспомнить о том, что страна и Церковь – это не только «они», живущие в телевизоре, но и «мы». 

Митрополит Антоний Сурожский в одной из  своих бесед сказал,  что обещание помолиться за человека – это не способ от него отделаться, а просьба к Богу поставить себя в центр ситуации, взять за нее ответственность и позволить Христу действовать через себя.  Нужно сойти с красивого холма и кинуться в центр страшной бури, сохраняя при этом спокойствие, взять со стены подаренный меч и пойти воевать с драконом.

В уже упомянутой нами сказке Толкиена «Фермер Джайлс из Хема» крестьянин оказывается умнее и практичнее короля и толпы рыцарей. Фермер Джайлс  - не идеальный герой: он труслив и хочет, чтобы неприятная ситуация разрешилась сама собой, но у него есть одно достоинство – он может видеть вещи такими, какие они есть на самом деле. Пока рыцари идут побеждать дракона, обсуждая вопросы церемониала и этикета, фермер плетется в хвосте. Зато, когда наступает время битвы, рыцари гибнут, поскольку жизнь отличается от воображаемых турниров, а фермер побеждает-таки дракона.

0
0
Сохранить
Поделиться: